Найти тему

Правда о Варфоломеевской ночи: интересные факты

Оглавление

Что знает человек об апостоле Варфоломее? Вряд ли я погрешу против истины, если скажу, что абсолютному большинству ведомо лишь то, что он был апостолом.

Гораздо больше тех, кто знает о Варфоломеевской ночи. Правда, если присмотреться, то это событие лета 1572 года известно тоже не слишком многим. Для большинства это просто резня.

Однако в последнее время все чаще встречаю людей, которые свято верят, что это было то массовое сожжение ведьм, или опять же массовое сожжение еретиков.

А вот недавно один комментатор заявил, что в эту ночь инквизиция сожгла невиданное количество КОШЕК, из-за чего их в Европе почти не осталось, из-за чего, в свою очередь, расплодились крысы, ставшие причиной небывалой эпидемии чумы, унесшей жизнь большей части европейцев. Вот так!

Единственное, в чем уверенны очень многие, так это в том, что это была акция святой инквизиции.

Чем же была Варфоломеевская ночь на самом деле и какие интересные факты, связанные с этим событием мы можем перечислить?

Краткое описание

Конец августа 1572 года. В ночь на святого Варфоломея католики Парижа вышли на улицы, решив, что раз истинная вера без дел мертва, то и проблему протестантизма следует решать не словом, а делом.

Мужики и женщины были настроены решительно и гугенотам устроили примерно то же самое, что пытались устроить 40 разбойников Али-Бабе. Дома протестантов были помечены, после чего осталось ликвидировать их обитателей.

Дело заспорилось, в результате чего плоды деятельности превзошли самые смелые ожидания. Сейчас эта ночь стала синонимом религиозных зверств, но в ту пору очень многие, за исключением пострадавших, были более чем довольны.

Причины

Изначально бунт был направлен лишь на элиту протестантов. Однако, подобно тому как аппетит приходит во время еды, так и азарт возрастает во время бойни.

Одним словом, резня как таковая не была спланированной акцией, будучи истовым порывом широкой французской души.

Техника исполнения

Поскольку гугеноты ничем от прочих не отличались, то их дома было решено пометить. Помечали нехитро: крестами.

После этого достаточно было поджечь дом вместе с его жителями, а если кто выскочит из огня, то его следовало добить, что и делалось, вне зависимости от того, был это мужчина, женщина, старик или ребенок.

Одним словом, техника была нехитрой, а простота, как известно, залог эффективности.

Число жертв

Даже в нынешнее время подобные подсчеты ведутся десятилетиями, а точных цифр нет. В ту же пору такими вопросами особо и не заморачивались.

Приблизительные оценки показывают, что в ту ночь полегло до 10% всех парижан.

Религиозная ненависть

Ее масштаб склонны преувеличивать. Разумеется, фанатиков хватало. Однако дело было не столько в религии как таковой, сколько в пропаганде религиозной вражды, которая велась, надо сказать, обеими сторонами, чего нынешние протестанты признавать упорно не хотят.

Аналогичного эффекта можно добиться и сегодня, просто в наше время выгоднее использовать другие рычаги (обычно в ход идут политические или националистические). Тогда же наиболее используемым был религиозный рычаг.

Но помимо людей с промытыми мозгами, в резне приняло участие великое множество людей более чем трезвомыслящих – тех, кто просто решил подняться на грабеже. Масштаб мародерств был колоссальным!

Как сообщали современники, улицы города были не просто завалены телами убитых, а телами РАЗДЕТЫХ убитых. Так что грабеж был для борцов за веру тем самым «приятным и полезным», чем можно было дополнить «приятное и богоугодное».

Потери среди католиков

Разумеется, некоторые гугеноты оказывали сопротивление, и иногда даже довольно умело. В итоге некоторые католики сложили свои головы в ходе борьбы за истинную веру, и с ангелами воспарили в Царство Небесное.

Но помимо них были и те, кто расплатился жизнью не в пылу борьбы и не за еретические идеи, а за солидное состояние, ибо под нож пустили и многих зажиточных католиков.

Влияние

Во многом именно Варфоломеевская ночь стала матерью современной религиозной карты Европы.

Конечно, в настоящее время в Европе лишь несколько стран можно назвать более-менее религиозными. Остальные по большей части только обозначают свою формальную принадлежность к той или иной церкви, и не более.

Но то, что Франция условно считается католической, а, скажем, Англия условно протестантской, является заслугой именно этого события.

Ибо после такого праздничного подарка где-то 200 тыс. гугенотов собрали свои манатки и дали из страны еще не родившихся мушкетеров тягу, расселившись в той же Англии, Германии и, как ни странно, в Польше, в которой католики, хотя и доминировали, но не были столь свирепыми, как во Франции.

«Эхо войны»

Обычно создается впечатление, будто бы это была колоссальная резня, продолжительностью в одну ночь. На самом деле в Париже был лишь дан старт.

Идея пришлась по душе жителям других французских городов, и мероприятие без особых вариаций было проведено почти по всей Франции.

Потери среди протестантов

В Париже было потеряно лишь около десятой части гугенотских жизней.

Примерно в 10 раз больше было убито в других городах, что во многом и стало причиной исхода протестантов из Франции.

Реакция протестантов

Разумеется, она была гневной. Тактически они получили жестокий удар, но в моральном плане выиграли.

Репутация католицизма была изрядно подпорчена, и протестанты по сей день указывают на Варфоломеевскую ночь как на истинное лицо Ватикана.

То, что при случае протестанты тоже готовы были взяться за ножи, ими обычно игнорируется.

Так, например за 5 лет до Варфоломеевской ночи протестанты одного города на юге Франции, недовольные тем, что их кандидат не прошел в верха, собрали католических священников и монахов, перебили их, да и бросили в колодец.

Вся разница в том, что делали они это не в ночь на святого Варфоломея, а в ночь на святого Михаила. В итоге эта их акция привела к очередной вспышке религиозных войн во Франции.

Реакция в мире

Возмущены были очень многие, и не только протестанты. Даже упомянутая выше католическая Польша не могла не выразить негодования по этому случаю.

Возмутился и Иван Грозный, в правление которого, что бы ни говорили, религиозных войн не было и в помине.

Свадебная резня

Это название подошло бы Варфоломеевской ночи гораздо больше. Накануне события во Франции наконец-то воцарился долгожданный мир после целой череды религиозных войн.

Хотя он и был шатким, но все же. К тому же лидер гугенотов Генрих Наваррский женился на сестре короля-католика, так что можно было надеяться на светлое будущее.

В надежде на оное и по случаю свадьбы в Париж съехалась практически вся протестантская верхушка Франции.

Этим и решила воспользоваться мать французского короля Карла IX Екатерина Медичи, решив прихлопнуть всех клопов в одном месте, и тем самым решить протестантскую проблему.

Изначально планировалось примерно то же самое, что устроили католикам протестанты, только в отношении светских лидеров, а не духовенства.

Но вряд ли Екатерина подозревала, что после уничтожения горстки гугенотских лидеров начнется резня всех подряд. И уж тем более не могла она догадаться о том, что часть протестантской знати останется жива.

Неожиданный итог

Традиционно Варфоломеевскую ночь подают как один из примеров европейского политического позора и варварства.

Да, можно сказать и так. Но можно осмелиться и взглянуть на это событие несколько иначе.

Позором было то, что католические и протестантские деятели и дипломаты долгое время так и не смогли прийти к согласию, что в итоге и вылилось в череду столкновений, приведших к войнам и вырезанию оппонентов.

Варфоломеевская же ночь показала, что особо запутанные узлы выгоднее рубить. Главное – грамотно удар рассчитать.

Удар был рассчитан не то чтобы идеально, но, вне всякого сомнения, эффективно.

Хотя вся «пятая протестантская колонна» и не была уничтожена, резня напугала гугенотов до такой степени, что они покинули Францию, и череда гражданских войн прекратилась, принеся на французские земли долгожданный мир и укрепив государство.

Может, в теории переговорами можно решить любые конфликты, но, увы, дипломаты далеко не всесильны. И тем сильнее видна их беспомощность, когда нужно примирить безмозглых религиозных фанатиков.

Что ж, в таких случаях вместо них будет говорить Товарищ Маузер. Разумным же лучше отойти в сторону.