Царевну Софью Романову часто описывают, как злобную даму, которая вредила малому Петру I, «ставила палки в колеса» семье Нарышкиных и жаждала узурпировать власть. К тому же достаточно непрезентабельный вид Софьи Алексеевны во многом сформировался, благодаря картине художника И. Е. Репина. А вот собственно, что рассказывает история и воспоминания о том, какой была на самом деле одна из самых нестандартных дам в семейству Романовых?
Детей у Алексея Михайловича и Марии Милославской родилось многовато . Софья была рождена на свет в сентябре 1657 года и была уже 6-ой по счету. Как и было положено, девчонки жили на дамской половине замка, а мальчишкам отводилась другая часть. Воспитанием ребят промышляли мамки, да няньки.
О том как сложится участь бессчетных дочерей монарха, было уже заблаговременно ведомо. Обидно, но всем им готовилась жизнь в монастыре, например как за «недостойного» наречённого царевен не отдают, а «достойные» все – зарубежные, иного исповедания. В ту пору было не принято отдавать российских царевен в Европы, а собственные женихи, в том числе и самого авторитетного семейства, числились «низкими» для королевских дочерей.
Софья и 7 добродетелей
Девченок учили дома: они имели возможность вести бытовое хозяйство, умели читать и строчить, разбирались в церковных книжках. Но Софья за это время уже выделялась острым разумом, рвению к познаниям. Наставником для всех ребят Алексея МИхайловича стал Симеон Полоцкий, проповедник, поэт и беллетрист. И царевна стала понимать в ситуации и вопросах богословия, знала латынь и польский язык. В том числе и недоброжелатели замечали ум и образованность царевны.
В распоряжении королевских ребят было гигантское книгохранилище, где сберегались книжки религиозного и философского содержания, труды по ситуации. До наших дней в музее Новодевичьего монастыря кропотливо сберегают книжки, подписанные царевной, в том числе Евангелие, всецело переписанное рукою Софьи, а еще ковер, своими руками ею вышитый.
Хранитель библиотеки и справщик Столичного печатного двора, больше знакомый как поэт и придворный беллетрист Сильвестр Медведев, с восхищением писал о Софье в собственных работах. Как раз он заявил, что данная царевна обладает всеми семью добродетелями: мудростью, щедростью, правдолюбием, целомудрием, благочестием, благородством и расчудесным даром слова.
Она была будто волшебная царевна
Когда Софье исполнилось 12 лет, во время родов умерла ее матушка. Повелитель через 2 года избрал свежую королеву, Наталью из мелкопоместной и бедной семьи Нарышкиных. А малыши Марии Милославской невзлюбили мачеху и ее отпрысков, которые были соперниками в наследовании престола.
Все потомки Милославских по мужской части не выделялись хорошим самочувствием. Первенец Дмитрий умер во младенчестве, 2 брат Алексей погиб, когда Софье было 13 лет, впоследствии чего наследником стал 3-ий отпрыск – Феодор.
К тому времени сам царь-батюшка направил внимание на нестандартность собственной дочери, гордился ее фурорами. А слухи о непривычно умной и даровитой молодой женщине расползались по всей Руси. Она была словно Василиса Премудрая из сказок: разумна не по годам, и красива… Мудрость ее принимали все приближенные сударя. Алексей Михайлович стал брать дочку в собственные поездки, дабы воспользоваться ее советами.
В монастырь ей не хотелось…
Зная, что ее ожидает, участь – в монастырь, Софья стала находить для себя влиятельного и добродетельного супруга. В данных розысках царевне могло помочь некоторое количество командиров Бутырского полка, знатные родственники коих жили в заокеанских государствах. К молодой женщине прибывали свататься большое количество заметных дворян из Европы, но царь-отец всем отказывал.
Алексей Романов был уверен, собственно что в случае если хоть 1 из его дочерей выйдет замуж за жителя другой страны, то венчание устроит Русь политически зависимой от иного страны. Впрочем он например и не успел отыскать ничего для собственной самой умной дочери и умер в 1676 году, кода Софье исполнилось 19 лет.
Пятнадцатилетний Феодор большущих надежд не выделял, болел часто и крепко, как и иные братья. В годы его правления муниципальными делами промышляли вельможа И. Ф. Милославский, князья Ю. А. Долгоруков и Я. Н. Одоевской, коих в 1679 году сменили М. Т. Лихачев, И. М. Языков и князь В. В. Голицын. Под их воздействием заключение всех вопросов перенесено в Боярскую думу, но повелитель, не обращая внимания на собственную немощность, нередко брал на себя интенсивное роль в заседаниях.
За время правления Федора отложили местничество и организовали Славяно-греко-латинскую академию, открывшуюся уже впоследствии погибели молодого сударя. Софья за это время ещё не вмешивалась в политику, как гласили сплетники, она «крутила амуры» с Василием Голицыным.
Накал влечений и дама на троне
Грядущим наследником стал Иван. Но вдова Нарышкина желала, дабы ее семейство не было обделено, и это вылилось в противоборство. Приверженцы Нарышкиных заявляли, что Иван длительное время не проживет, и трон стоит по стопам сдать отпрыску Натальи, Петру, которому за это время чуть исполнилось 10 лет.
В данный момент Софья и была замечена на политической сцене. Это было невообразимо, назло всему «Домострою». В первые, с времен княгини Ольги власть переходила в руки дамы. Обстановка с наследниками разрешилась компромиссом: на престол сели 2 сводных брата: Иван и Петр.
А регентшей при них стала Софья. Ее правление оказалось очень нужным для государства: стала развиваться индустрия и торговля с Западными странами. Тем более нововведения коснулись ткацкого дела: стали изготовлять парчу, бархат и атлас. Академия, учрежденная Феодором, обрела первых учащихся: в Столице стали более исследовать зарубежные языки, развивать искусства, и зодчество.
Политические удачи Софьи
Мудрость царевны стала показывать себя в установлении связей с различными государствами: заключен Нерчинский контракт с Китаем (действовал до 1858 г.), установлен мир с Речью Посполитой, в рамках которого к РФ перебежал Киев, Левобережная Украина, Северские и Смоленские земли.
Князь Голицын предпринял поход против крымских татар. Но победы он не принес, но на Российскую Федерацию стали глядеть, как на сурового конкурента. Как раз при Софье были посланы дипломаты в Париж, к самому Людовику XIV, предлагавшие Франции объединиться с Российской Федерацией против турецкого султаната. Этих успехов в политике до сей поры практически не случалось.
Все заключения Софья делала от имени Ивана и Петра. Гласили, что она скрывалась за спинкой трона во время собраний и давала подсказку юношам, что говорить. Но время шло: Иван был согласен с политикой сестры, а вот повзрослевший Петр начал думать, что он и сам все знает…После свадьбы Петра дело в регентше абсолютно отпала.
Закат правления нестандартной царевны
Софья не желала лишаться власти и пробовала, как и до этого, рулить королевством. Пиком инцидента стал случай, когда она, назло обыкновениям, возжелала принять роль в крестном ходе вблизи с повелителями. Петр сказал, что дама обязана знать свое место и уйти. Но царевна осталась, собственно что Петром было воспринято, как обида.
Петр ушел сам, но на время затаил сильную обиду на сводную сестру. Так как Софья имела большущий вес в народе: она отменила кое-какие санкции, воспретила отправлять должников супругов на отработку без жен, брать долги с сирот и вдов. Ее именовали царицей-матушкой.
Софья желала венчаться на царство. Но Петр уже стал набирать мощь, а Иван абсолютно отстранился от королевских дел. Оставалось лишь только одно – тайно уничтожить Петра. Но сестра не желала идти на «мокрое дело» и приняла решение на переворот с поддержкой верных стрельцов. Это бы получилось, но Петр убежал в Троице-Сергиевский монастырь. Царица поняла, что это может привести к междоусобице и сама отправила на переговоры с Петром патриарха Иоакима. Тот кинул царевну, объявив Петра самодержцем.
Впоследствии нескольких неудач Софья перестала вести борьбу, утратив собственных приверженцев. Повелитель Петр отдал приказ ей уйти в Святодуховский монастырь, что она и выполнила. Но впоследствии перевода в Новодевичий Софья вновь попробовала возвратить власть с поддержкой стрельцов… Руки Петра длительное время горели после экзекуции восставших, в которой он брал на себя роль палача.
А Софья обрела постриг под именованием Сусанна и прожила в монастыре ещё долгих 15 лет, вспоминая собственные счастливые годы, когда она услаждалась властью и проделывала большое количество хорошего для государства и народа.