Найти тему
Евгений Трифонов

Монголия: зачем «волку» автозавод?

Была такая шутливая присказка: зачем волку мотоцикл? Сейчас эта шутка приобретает несколько неожиданный смысл. Хотя «волк» условный («монгольским волком» западные экономисты называли Монголию в период бурного роста её экономики в 2011-13 годах), и вместо мотоцикла речь идёт об автомобилях.

В уходящем году в Монголии начал работать первый автозавод. Компания Bars Motors представил потребителям кроссровер под названием Mozo. Конечно, машины собирают из японских и германских компонентов (национальное производство отсутствует), а технологическую поддержку оказывает китайская компания Zotye.

Вообще-то монголы пересели на автомобили ещё в 1990-е. Поначалу это были поддержанные «японки» и «кореянки», а водители ездили так, что иностранцы писали всяческие страшилки об отсутствии навыков вождения у монголов, не говоря уже о дорожной разметке и т.д. Так оно и было: автомобилизацию Монголия начала с чистого листа: до 1990 года в стране почти не было личных автомобилей.

Сейчас всё изменилось. Со светофорами и дорожной разметкой в Улан-Баторе всё в порядке, и ездят монголы не хуже русских, американцев или немцев. Ушёл в прошлое и металлолом, на котором учились ездить вчерашние всадники: сейчас в Улан-Баторе самая популярная машина – не очень дешёвый Toyota Prius (бензин в Монголии очень дорогой), в провинции – разные варианты Toyota Land Cruiser.

Улан-Батор
Улан-Батор

Население Монголии – немногим более 3 миллионов. Возникает вопрос: стоит ли развивать собственное автомобильное производство, если рядом – такие автомобильные гиганты, как Япония, Китай и Южная Корея? Конкуренция с ними в любом случае невозможна.

Национальный автомобиль – вопрос престижа, отвечают некоторые эксперты. «Символ обеспеченных людей и среднего класса», - отвечают сами производители на сайте Bars Motors.

Правы и те, и другие. Но есть и более сложные объяснения. Хотя в Монголии строят большое количество дорог, огромные пространства, по которым перегоняют свои стада кочевники, никогда не будут покрыты дорожной сетью. Когда летишь над Монголией на самолёте, поражает почти полное безлюдье её огромных пространств – лишь кое-где видны стада, и одинокие юрты и автомобили. Land Cruiser – прекрасная машина, но в Монголии нужны автомобили, предназначенные к полному, абсолютному бездорожью. Плюс – способность машины выдержать жестокие морозы (в Монголии они достигают -50°). Mozo спроектирован именно так. Но всё же он – достаточно комфортный автомобиль, на котором можно ездить и по улицам столицы. Для дальних улусов завод готовит внедорожник Bagatur – это будет настоящий покоритель степей.

Разумеется, Монголия не будет ограничивать импорт автомобилей, т.е. машинам местного производства предстоит жёсткая конкуренция, причём при крайне ограниченной производственной базе. Значит, монгольские автомобили, в случае успеха, займут лишь ограниченный сегмент рынка: они могут быть востребованы достаточно состоятельными людьми в отдалённых районах. Плюс, возможно, экспорт машин в похожие по условиям регионы Сибири, российского Дальнего Востока и Казахстана. По мнению экспертов, «потолок» для Bars Motors – 20-25 тысяч автомобилей в год. Но это мало для Китая или России, а для Монголии – это огромное производство.

Монгольская армия у уходящем году тоже начала получать технику, адаптированную к суровым условиям. Это бронеавтомобиль «Мазаалай» (медведь), лёгкая тактическая машина «Чоно» (волк) и боевое багги «Хилэнцэт» (скорпион). Первый является переделкой немецких внедорожников Mercedes-Benz Wolf W461, две других модели также собраны в основном из импортных узлов и агрегатов. Но для страны, до 1990-х годов вообще не имевшей машиностроения, это тоже большое достижение.

БРМ "Мазалай"
БРМ "Мазалай"

Броневик «Мазалай» несёт тактический БЛА монгольского производства Ёл-1 (бородач). Огромные пространства и протяжённые границы Монголии не позволяют обустроить погранзаставы, подобные существующим в более плотно населённых странах – для этого нет ни инфраструктуры, ни людей (армия страны, равной по величине Франции, Великобритании и Испании вместе взятым, составляет всего 9700 человек). Простые БЛА позволяют контролировать эти просторы.

Основная причина, по которой Монголия начала производство сложной техники – это достижение достаточного уровня экономического и технического развития, позволяющего стране производить собственную технику, рассчитанную на особенности природы и климата.

Монголия обречена на развитие, и в ближайшие годы она станет страной с довольно высоким уровнем жизни. Тот самый средний класс, о котором пишут на сайте Bars Motors, станет большинством населения. Природные ресурсы и территориальное положение между Китаем и Россией позволяют Монголии получать доходы от экспорта и от транзита. Конец 2021 года ознаменовался соглашением о строительстве 960-километрового газопровода, проходящего из России в Китай через Монголию – доходы от него пополнят бюджет страны. В наступающем году в Монголии откроется первый нефтеперерабатывающий завод, который позволит снизить цену на ГСМ (высокие цены на бензин, импортируемый из России, сильно бьют по местным автовладельцам). Энергетический кризис в Китае заставляет эту страну увеличивать импорт монгольского угля, что ещё сильнее толкает вверх монгольскую экономику.

Монголия, постепенно превращаясь в развитую страну, создаёт собственную машиностроительную отрасль: это и вопрос национального престижа, и необходимость в специальной технике для местных условий, и освоения современных технологий. Первые монгольские машины – свидетельство того, что «монгольский волк» двинулся в этом направлении.