Перед просмотром этого фильма я прочитал на него множество рецензий, чтобы хотя бы примерно знать, чего от него ждать. «Не смотрите наверх» хвалили нещадно и называли одной из лучших кинолент не только 2021 года, но и нескольких последних лет. В определенный момент я даже начал чувствовать себя ущербным из-за того, что до сих пор не посмотрел этот фильм, однако также во мне присутствовал страх разочароваться — когда что-то очень сильно хвалят, оно в итоге не так уж и часто западает мне в душу. Возможно, это подсознательное желание идти против толпы, не знаю, но что есть, то есть. В итоге фильм я включил и, честно говоря, в определенный момент во время просмотра оказался в настоящем шоке. А когда через некоторое время обдумал увиденное, то впечатление от киноленты только усилилось. Но давайте по порядку.
О чем фильм?
Аспирантка Университета штата Мичиган Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс) неожиданно открывает комету. Вместе с доктором Рэндаллом Минди (Леонардо Ди Каприо) девушка анализирует траекторию космического тела и приходит к выводу, что через шесть месяцев оно почти со стопроцентной вероятностью упадет на Землю и уничтожит на планете всё живое. Парочка решает предупредить об опасности мир и отправляется к президенту США Джейн Орлин (Мэрил Стрип), однако глава государства не спешит объявлять о конце света жителям страны, так как опасается падения своих рейтингов. Тогда Кейт и Рэндалл отправляются на телевидение, но и там не находят отклик. Что же делать главным героям, чтобы человечество наконец-то увидело внеземную угрозу и начало относиться к ней серьезно?
И что же это за фильм такой?
«Не смотрите наверх» — это довольно жесткая и прямолинейная сатира на американское общество, причём в первую очередь на политическую элиту. Фильм паровым катком (или какие там ещё есть катки?) проходит по современности и по живущим в ней людям. Это настоящий приговор — пусть пока и художественный — нашей цивилизации, который не даёт ей никаких шансов на спасение. По сути, режиссер этой кинокартины Адам МакКей («Игра на понижение», «Копы в глубоком запасе», «Власть») показал нам нас самих, причем без особых преувеличений, и поместил в фантастическо-апокалиптическую ситуацию. Сатира в фильме банальная, едкая, грубая — почти как в «Южном Парке», — однако вовсе не она является его главной особенностью. Больше удивляет то, что нам вообще всё это показали, и не в каком-то артхаусном проекте, а в киноленте, рассчитанной на массовую аудиторию.
Обычно подобные идеи можно увидеть лишь на ютуб-каналах, созданных для людей, которые не любят капитализм, либерализм и Америку. Такое в Голливуде сейчас просто не снимают, поэтому появление «Не смотрите наверх» по-настоящему удивляет, а то, что именно «Нефликс» произвел его на свет, удивляет ещё больше.
Тут даже актерская игра не так важна. Хорошо ли сыграл ДиКаприо, плохо ли сыграл ДиКаприо, является ли Дженнифер Лоуренс душой всего фильма или не является, переигрывает ли Джона Хилл или играет нормально, похожа ли Мэрил Стрип на Трампа или не очень, мало ли или много нам показали сцен с участием Кейт Бланшетт, стоило ли вводить в сюжет персонажа, сыгранного Марком Райлэнсом, пародирующего известных техно-миллиардеров, или не стоило — разве это вообще важно, когда нам демонстрируют такое?
Забавно, что многие считают присутствие Тимоти Шаламе в этом фильме лишним, называя функционал его персонажа Юла непонятным. Лично я с этим категорически не согласен. У его героя в «Не смотрите наверх» вообще-то одна из главных реплик — именно ради нее Юла в ленту и добавили. И она не могла быть произнесена никем другим, кроме именного такого персонажа — не от мира сего, человека, сторонящегося общества. Странно, что не все это поняли. Герой Шаламе гораздо важнее, чем кажется. Более того, у него ключевое значение.
Спойлеры! Обсуждаем концовку
Заметил, что многие из вас совсем не против, если я буду раскрывать в своих статьях концовки фильмов, если, конечно, заранее предупрежу об этом. Так вот, предупреждаю — не читайте эту часть статьи, если боитесь спойлеров, переходите к следующему заголовку.
Не знаю, как вы, а я увидел в фильме религиозный смысл, и последняя сцена с участием ДиКаприо — явное тому подтверждение. В конце мы видим главных героев, которые собрались за большим столом, чтобы в мире, согласии и прощении встретить неизбежный финал — свою гибель. Это похоже на тайную вечерю. А ещё это выражение мнения создателей фильма о том, что главные ценности жизни — это не видео на ютубчике, жаренные куриные крылышки или телефон последней модели, а близкие люди и гармония в душе. Персонажи в этот момент не нервничают, не истерят, не ссорятся, а вместо этого молятся. И это один из немногих серьёзных моментов в фильме. Режиссер будто говорит нам о том, что человечество неизбежно погибнет, и единственное, что оно может перед этом сделать — это попытаться спасти свою душу. За это как раз и отвечает персонаж Тимоти Шаламе, ибо стандартный человек уже не способен ни на что в деле самоспасения. Он может рассчитывать только на высшие силы или на их посланников, которых следует искать среди тех, кто не желает жить по правилам, навязанных обществом. Как святые жили отдельно, но помогали людям, так и герой Шаламе, маргинал и отщепенец, приносит вместе со своим появлением успокоение для остальных персонажей. Как ведут себя Рэндалл Минди и Кейт Дибиаски после встречи с ним и как до — большая разница. Именно поэтому он появляется только во второй половине истории и именно поэтому он именно такой, каким мы его видим. Вот вам и персонаж, про которого говорят, что он фильму не нужен.
В противовес сцене с ужином нам показывают представителей элиты, которые сделают что угодно, чтобы спасти свои жизни, ведь в душу они не верят. В конце, когда Земля погибает, нам показывают космический корабль, приземлившийся на неизведанной планете, на которой теперь будут жить сильные мира сего... правда, возможно, не все, ибо здешняя фауна не слишком дружелюбна.
Таким образом, лозунг «Не смотрите наверх», который использует в своих политических выступлениях Джени Орлин — президент США и главный отрицательный персонаж фильма — приобретает второе значение. Напомню, что изначально слоган должен был помочь даме отразить атаку ученых, утверждающих про опасность кометы. Скрытый смысл этой фразы выступает аллюзией на призыв не верить в Бога (который наверху — на небе), продолжить жить праздной жизнью с копанием в грязном белье знаменитостей и сиюминутными развлечениями. Не смотрите наверх, не обращайте внимание на то, что гнев высших сил уже совсем скоро обернется вашим наказанием, не меняйте свой образ жизни, живите всякой фигней до самого конца и умрите, не думая о вечном. То, как в финале ведёт себя эта женщина и то, как отличается ее поведение от поведения главных героев, разве не подтверждает моё предположение? Одни молятся, другие спасают свои попы. И среди тех, кто молится, есть те, кто могли спасти свои попы, но не стали.
Что в итоге?
Как я писал выше, «Не смотрите наверх» — фильм уникальный, такого в Голливуде не было давно. И смотреть его точно необходимо, ибо вряд ли в ближайшем будущем будет что-либо подобное. Кинолента снята превосходно — режиссура у нее первоклассная, а монтаж несет в себе не только эстетическое, но и функциональное значение, демонстрируя зрителю важные детали истории. Не знаю, что там будет с «Оскарами», но это и не очень важно — фильм уже стал одним из самых главных кинематографических явлений 2021 года, и с этим трудно будет кому-то спорить.
Хотя кинокритики поспорили — одобрение на Rotten Tomatoes составляет всего 55%. Видимо, увидели в фильме себя.
Читайте другие рецензии:
На этом пока всё. Не забудьте подписаться — на моем канале статьи о кино выходят почти каждый день.
Не забывайте, что ваши лайки и подписки напрямую влияют на развитие этого канала, так что большое вам за них спасибо. С вами был ваш киноприятель Упитко. Пока!