«Человеку должно трижды в жизни повезти: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться, ну, конечно, для девочек – за кого выйти замуж…»
И даже если повезло всего один раз, уже здорово! Сегодня хочу рассказать о родителях своих учеников, С некоторыми я была знакома только «шапочно», с другими достаточно близко, а третьи стали для меня такими же близкими, как их дети – мои ученики.
Пожалуй, самым запомнившимся папой из моего первого выпускного класса стал отец девочки с необычным именем Винера. Было это в 1970 году, когда я работала в маленьком шахтерском поселке на Северном Урале. Восьмой класс - выпускной, чтобы учиться дальше, надо ехать в город за 18 километров… Ученики того 8 класса были гораздо взрослее, чем нынешние восьмиклассники: многие пошли в первый класс в 8 и даже в 9 лет… У мальчишек уже вовсю росли усы, а девочки выглядели «невестами»…
Винера была изумительно красивой девочкой, казалось, что имя греческой богини, хоть и не совсем грамотно написанное в ее свидетельстве о рождении, как - то одарило ее особенной красотой и грацией. У нее был очень красивый и сильный голос- Винера любила петь, и слушать ее было приятно. А вот училась она не особенно охотно, хоть и легко.
Память была прекрасная, ум живой и бойкий. А дома ее загружали работой не по-детски: стирка на всю семью, в корыте… А воду принести и вынести, нагреть на печке… Полоскать белье на улице у колонки… А с весны огород с картошкой… детей в семье четверо, а Винера старшая, так для всех она и мамка, и нянька…
На родительское собрание пришел папа: здоровенный и какой-то дремучий дядька, руки у него были шахтерские, с въевшейся в кожу чернотой, покрытые ссадинами… таким кулаком можно гвозди забивать… Говорил по-русски, но чувствовалось, что это не его родной язык…
И я, наивная молодая училка, начала его убеждать, что девочке трудно: впереди экзамены, она способная, надо только больше заниматься, и она сможет учиться дальше, что-то про «Культпросвет училище» ему толковала, ведь девочка так поет… Нужно освободить дочку от такой тяжелой домашней работы, ведь на морозе полоскать белье и взрослому человеку тяжело… и голос можно потерять...
Слушал этот папа меня, слушал... А потом засмеялся и сказал: «Моему Винерки мужика хорошего надо, а не учиться! Вот закончит 8 класс и замуж пойдет, там пусть песни поет!»
Для меня эти слова были такими неожиданными, что я не нашла в ответ нужных слов… Да и что можно было сказать такому огромному, уверенному в своей правоте человеку? Ведь это его дочь! Он ее растит, кормит, одевает, заботится о ней! Этот отец именно так понимает, в чем будущее счастье его дочери!
Семья в поселке была уважаемой, зажиточной, непьющей. О детях заботились, в школу отправляли чистыми и сытыми, справно одетыми… запомнила я этого папу на всю жизнь… а через несколько лет встретила совсем взрослую Винеру с детишками… С коляской…
Потом начала работать в Набережных Челнах, в городе, где все жители – приезжие из разных уголков нашей большой страны, люди молодые, современные, приехавшие в этот необыкновенный город в поисках счастья.
Появились у меня другие ученики и другие родители. Класс был большой - почти сорок человек, ребятишки шумные, озорные… Особенно трудно было в перемену сохранять подобие порядка, чтобы лбы друг другу не порасшибали. Пятиклассники в то время были ужасно подвижными и «куча мала» на перемене возникала сама собой… надо было что-то придумать такое, чтобы всех немножко не только угомонить, но и заинтересовать.
И тут на помощь мне пришел папа Котюк. Его дочка Юля – это отдельная история! Она такая была одна за все полвека моей учительской работы… А папа – мужчина лет 35, интеллигентный, обаятельный – заботился о своих двоих детях за себя и за маму… Он предложил поставить в классе большой аквариум с рыбками и привлечь к этому делу самых шустрых мальчишек. В нашей школе ко всему новому относились либерально, поэтому аквариум в классе поставить разрешили! И вот после уроков веселая компания во главе с Юлиным папой установила возле стенки на стол огромный, ведер на пять, аквариум. Он был самодельный, из толстого стекла и металлических уголков, промазанных специальной замазкой-герметиком. Сверху была крышка с подсветкой, а внутри какой-то агрегат, насыщающий воду кислородом.
Это сейчас все такие вещи можно купить в магазине… Тогда только энтузиасты мастерили все это своими руками! Водоросли какие-то кудрявые, а рыбки маленькие и неприхотливые, как дети их называли, «гуппешки» и "мечики". Тот день, когда в отстоявшуюся воду наконец выпустили рыбок, стал для нашего класса «знаковым»! Теперь по классу бегать сломя голову стало нельзя и «кучу-малу» устраивать тоже, ведь можно рыбок напугать! Или аквариум задеть!
Представляете, этому замечательному папе удалось убедить пятиклассников, что беготня в классе может рыбкам повредить! И теперь в перемену дети, как завороженные, смотрели на мелких рыбешек, которые как-то неожиданно размножились и… О, ужас: большие гонялись за мальками и даже могли их проглотить… Все эти события горячо обсуждали между собой и обязательно с папой Котюком, который приходил по субботам, чтобы почистить аквариум, проверить, все ли в порядке и ответить на сотню ребячьих вопросов…
А потом выяснилось, что многие дети уговорили родителей завести дома аквариум, или держать рыбок хоть в трехлитровой стеклянной банке…
Когда стали старше, уже сами справлялись с тем, чтобы почистить классный аквариум, а на лето забирали рыбок по домам… Осенью приносили в класс подарки: то камень какой-то необыкновенный, найденный на море, то ракушку или рыбку неимоверной красоты…
А другой папа однажды сказал, что классная комната у нас какая-то неинтересная… А с чего бы ей быть интересной? Стены каждое лето красили светло-зелененькой водоэмульсионной краской, которую привозили шефы в огромной бочке. Красили своими силами, то есть учительница и чья-нибудь мама. Да два-три старшеклассника, которых прикомандировали в порядке «летней практики».
Этот папа где-то работал художником-оформителем, человек был с богатой фантазией и золотыми руками. Он предложил оформить наш класс по-современному, чтобы учиться в нем было приятно. И начал этот замечательный папа Саттаров ходить по вечерам в класс, когда никого уже в школе нет. Притащил целую кучу инструментов, красок, оргалит, ватман…
Каждое утро, приходя в класс, мы обнаруживали что-то новенькое: стены оказались поделены на три яруса и окрашены в удивительно спокойный цвет: внизу серый, в середине более светлый, а вверху совсем светло-серый! Это было непривычно, но очень красиво! Потом появились интересные стенды, а стенка, отгораживающая подсобное помещение, превратилась в выставочные витрины, где располагались детские поделки, кубки, полученные на соревнованиях, и прочие классные «богатства».
Класс стал похож на Гостиную, в которой в три ряда стояли парты! И мы стали каждый месяц устраивать «Литературную гостиную», где знакомились со стихами известных и любимых поэтов… Директор школы даже под это дело нам в класс поставила пианино, а среди учеников было много детей, которые учились в музыкальной школе. Так что недостатка в исполнителях не было!
Восьмидесятые годы запомнились как время бодрое, веселое и полное надежд! С благодарностью вспоминаю этих пап, для которых и свои, и чужие дети были нужными и важными! И о мамах обязательно расскажу…