Найти тему
Psy.Club

Какая ваша игра? (часть 2)

Это вторая часть данной статьи. Первую часть можно найти тут.

Итак, мы рассмотрели первые два типа игр с точки зрения французского философа Роже Кайуа: Агон и Алеа. Двигаемся дальше:

Mimicry – подражание (с лат. подражание).

Стихия: вода.

В основе этой игры – воспроизведение разных типов человеческой деятельности, это игра эмоциональных состояний, впечатлений и перетекающих энергий.

Цель Мимикрии: большее разнообразие форм взаимодействия между людьми, расширение личности человека за счёт проживания новых ролей.

Мимикрия объединяет все сюжетно-игровые практики:

  • театр и балет;
  • кинематограф;
  • детские игры в кукол или разведчиков;
  • шарады и «угадай кто»;
  • маскарад;
  • травести-шоу;
  • поэзия и проза.

На общественном уровне этой игре соответствуют: этикет, церемониал, униформа. В жизни мы постоянно играем в Мимикрию, переключаясь в течение одного дня с одной социальной роли (например, специалиста) на другую (например, мамы, жены).

Главный риск Мимикрии в возможности заиграться в игру, принимая её как единственную реальность. Так может проявляться отчуждение, потеря себя, «удвоение личности».

Мимикрия - игра ради самой себя, она не преследует никакой цели кроме удовольствия от создания и созерцания Действа. Это беспрестанное изобретение, поиск, видимость, изображение, манёвр, призрак, ускользающая красота. Эта игра заставляет поверить в вымысел как в реальность.

Главное правило Мимикрии: тот, кто играет, должен обворожить и соблазнить зрителей. Зрители же должны отдаться иллюзии, принять роль, добавить свою веру и поддержать игру.

Вопросы для рефлексии:

  • Часто ли Вы меняете роли?
  • Вам больше нравится быть создателем, актёром или зрителем в театре жизни?
  • Найдите примеры Мимикрии в разных сферах своей жизни (личная, профессиональная, творческая).
-2

Ilinx – эмоциональные качели (с греч. головокружение).

Стихия: воздух.

Это погоня за головокружением, изменённым состоянием сознания. Иллинкс отправляет нас на поиски острых ощущений и переживаний «на грани».

Примеры игра типа Иллинкс:

  • качели, карусели, аттракционы;
  • хороводы и ритуальные танцы;
  • дискотека;
  • арт-терапия;
  • холотропное дыхание;
  • трансформационные игры;
  • горные лыжи и альпинизм;
  • прыжки с парашюта и дайвинг.

Страх и транс, головокружительная смесь, лежащая в основе всякого удовольствия в чистом виде. Крайние формы Иллинкса – алкоголизм и наркотики.

Иллинкс стремится разрушить на миг стабильность ощущений реальности и показать, что в мире возможно всё. Люди расшатывают своё состояние, чтобы пережить и преодолеть чувство страха перед неизвестностью или неизбежным концом. Это освобождающее прекрасное переживание.

Вопросы для рефлексии:

  • Нравились ли Вам в детстве игры «на грани»: ходить со связанными глазами, игры на удушение, опасные аттракционы и т.п.?
  • Вспомните практики расширения сознания, которые Вы пробовали: какой эффект они производили на Вас и какие эмоции рождали?
  • Как Вы считаете, какие ресурсы раскрывает для нас игра Иллинкс?
  • Используете ли Вы в процессе своей работы или творчества возможность отключить на время сознание?

Итак, мы рассмотрели с Вами 4 вида игры. К какому одному или нескольким форматам игр Вы предрасположены? Это игры, в которые Вы играете чаще всего. А значит, Вы мастер создания таких игр. Предлагаю расширять палитру своих возможностей и чаще использовать менее близкие Вам форматы.

Изучая Игру в разнообразии её форм, пытаясь объяснить мотивацию каждого формата, мы начинаем постепенно понимать, как управлять Игрой. Наша цель: делать выбор того или иного типа Игры осознанно, подключая за счет него определённую динамику и стихию для реализации собственных намерений.

Так из игрока, действующего по заданным правилам, мы становимся творцами Игр.

Материал является авторской точкой зрения и может не совпадать с мнением редакции.

Автор: Любовь Кузьмина.