Найти тему
Рок на БиС

Сто величайших песен зарубежного рока по версии канала «Байки и Скрепы». Часть 10. Места 16-20.

Читатели, начавшие знакомится с нашей личной субъективно-компромиссной "сотней лучших рок-песен" с первого выпуска (список всех выпусков сериала внизу статьи), регулярно делают в комментариях прогнозы относительно тех песен, что по их мнению должны появиться в первой "десятке" или "двадцатке", и достаточно часто попадают в цель. Но всё-таки мы надеемся хоть чуть-чуть удивить всех, заглянувших к нам на новогодний огонек, своим выбором очередной пятерки.

Группы Shocking Blue, UFO, Cream. Пол Маккартни и Боб Дилан. Фото взяты на Яндекс.Фото. Коллаж - БиС.
Группы Shocking Blue, UFO, Cream. Пол Маккартни и Боб Дилан. Фото взяты на Яндекс.Фото. Коллаж - БиС.

20 место. Cream «Sunshine of Your Love» (1967)

Ютуб-канал theeshrimpking

История песни "Солнечный свет твоей любви" британского трио Cream неразрывно связана с уже не раз упомянутым в наших публикациях великим Джими Хендриксом. В январе 1967 года участники Cream посетили концерт The Jimi Hendrix Experience в Театре Сэвилл в Лондоне. Театр в тот период арендовал никто иной как Брайан Эпстайн, поэтому драматические пьесы чередовались на сцене со звёздными рок-шоу -

Хендрикс и Cream рядом на афише Театра Сэвилл https://en.wikipedia.org/wiki/Saville_Theatre#/media/File:1967-Sept-SundaysSaville.jpg
Хендрикс и Cream рядом на афише Театра Сэвилл https://en.wikipedia.org/wiki/Saville_Theatre#/media/File:1967-Sept-SundaysSaville.jpg

Находясь под впечатлением от услышанного и увиденного басист Джек Брюс (Jack Bruce) придумал рифф, являющийся посвящением Хендриксу и ставший основой «Sunshine of Your Love». Автор лирики Пит Браун (Pete Brown) вспоминал позже, что творческий процесс затянулся до 5 утра, когда Брюс сыграл на контрабасе знаменитый рифф. А первые заглянувшие в окно лучи восходящего Солнца подсказали Брауну название и тему песни. Гитарист Эрик Клэптон (Eric Clapton) доработал черновой вариант Брюса и Брауна, добавив слова припева и сочинив гитарное соло. Интересно, что в соло Эрик цитирует мелодию из поп-стандарта "Blue Moon - Голубая луна". Не-не, это не та "Луна", написанная Кимом Брейтбургом и Николаем Трубачом, что была популярна в исполнении Трубача и Бориса Моисеева. "Луна", процитированная Эриком, это у кого надо "Луна". "Blue Moon" была создана американскими профи Ричардом Роджерсом и Лоренцем Хартом ещё в 30-е годы прошлого века для Голливуда и исполнялась с той поры неоднократно целым сонмом звёзд эстрады, джаза и рока. Вот как она звучит в версии джазового бас-баритона Билли Экстайна (Billy Eckstine) -

Ютуб-канала A Trip Down Memory Lane

Замечу, что западные рок-звезды всё же очень странные люди. Нет, чтобы неустанно с "попсой" бороться и всецело её презирать, как это делают нормальные российские "знатоки рока" и "меломаны со стажем". Они вместо этого беспардонно "попсу" плагиатят и используют в рок-песнях. Тьфу на них...

Зато мажорная гамма эстрадной песни создает удачный контраст с блюзовой основой, а ударник Джинджер Бейкер (Ginger Baker), добавивший с подсказки звукорежиссера Тома Дауда в композицию ритмы афро-индейских там-тамов, придал композиции завершенный вид. Тот вид, в котором песня, чей коммерческий потенциал поначалу вызвал сомнения у боссов выпускающего лейбла, добралась до 5 места Billboard Hot 100, попала в хит-парады Австралии, Канады, Великобритании и Нидерландов, стала образцом психоделического хард/блюз-рока, примером для многочисленных последователей и одной из основ хеви-метала. Зал Славы Рок-н-ролла (Rock and Roll Hall of Fame) включил её в свой список "500 песен, которые сформировали рок-н-ролл".

Немудрено, что количество кавер-версий «Sunshine of Your Love» давно перевалило за сотню. Кто песню только не играл, начиная с всё того же Хендрикса и заканчивая самыми неожиданными исполнителями. Например, западно-германскими звёздами диско Chilly -

Ютуб-канал georgij62

Текст - БиС.

19 место. Bob Dylan «Knockin' on Heaven's Door» (1973)

Ютуб-канал YeOldeRock

Нет, наверное, в нашем списке другой песни, которую мы с коллегой слышали "живьем" столько раз, сколько "Стоя на пороге рая". Уж и не знаю почему, но произведение нобелевского лауреата и автора/исполнителя Боба Дилана является самым часто исполняемым кавером на сценах московских рок-клубов. Может нам просто везёт? В любом случае становится ясно, что люди у нас в России творческое наследие американской супер-звезды знают. И те, кто более или менее профессионально музыку играет со сцены, и те, кто подпевает из зала. А все разговоры о том, что песни Боба могут быть любимы только и исключительно в совершенстве владеющими английским языком, безосновательны и основаны на каком-то нелепом кем-то выдуманном предубеждении. Дилан - это не только тексты.

Возвращаясь непосредственно к «Knockin' on Heaven's Door», стоит упомянуть, что она была впервые исполнена в вестерне (точнее анти-вестерне) 1973 года "Pat Garrett and Billy the Kid - Пэт Гарретт и Билли Кид" режиссера Сэма Пекинпа. Дилан написал не только конкретную вещь, но и всю музыку к фильму, а также сам снялся в картине. По сюжету песня звучит в эпизоде, где один из героев умирает от огнестрельных ранений. Текст написан в виде его обращения к жене в последние мгновения жизни. Но как уже было сказано, не текстом единым хороши творения Боба. Выпущенный через два месяца после премьеры фильма в июле 1973-го сингл стал мировым хитом, войдя в Топ-100 в восьми странах. Что делает «Knockin' on Heaven's Door» одной из самых популярных композиций Дилана, созданных после 1960-х годов.

Как и многие другие гениальные в своей простоте дилановские вещи "Стоя на пороге рая" неоднократно переигрывалась самыми разными музыкантами не только в нашей столице. Наиболее известны каверы от Guns N' Roses, Эрика Клэптона, джазовой дивы Рэнди Кроуфорд. Есть среди исполнявших и "экзотика" в виде оркестра Джеймса Ласта, а также экстравагантных финнов Leningrad Cowboys совместно с ансамблем песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова. Есть нью-йоркские панки Television с неожиданно не по-панковски сдержанной версией и как всегда мрачные звезды готик-рока The Sisters of Mercy. Но мой выбор лучшего кавера на «Knockin' on Heaven's Door» пал на артиста, которого я лично очень люблю и уважаю, но который, увы, в нашу "сотню" не вошел ни в составе группы, ни соло. Придется воспользоваться правом автора и "протащить" Брайана Ферри "по блату".

Ютуб-канал Mercury Studios

Текст - БиС.

18 место. Shocking Blue «Venus» (1969)

Ютуб-канал Red Bullet

История песни "Venus - Венера", среди широких народных масс на необъятных просторах нашей Родины более известной как "Шизгара", неоднократно обсуждалась, я бы даже сказал, муссировалась, в отечественных средствах массовой информации, в том числе в дзеновских публикациях. Плагиат или не плагиат - that is the question. Так, немного перефразируя Шекспира, можно обозначить основную тему разгоравшихся в ходе обсуждения упомянутых публикаций дебатов. Позволю себе коротенько освежить историю супер-хита и заодно окончательно поставить точки над "ё".

Началось всё с написанной в 1848 году "отцом американской музыки" Стивеном Фостером (Stephen Foster) песенки "Oh! Susanna". Песня быстро стала мега-популярной, позволив Фостеру существовать на доходы от неё. Она стала неофициальным гимном золотоискателей и одной из самых широко известных по всей Америке. У неё были несколько вариантов текста, включая и совсем неполиткорректный по нынешним временам. Она неоднократно записывалась уже и в веке XX-ом, в частности Бингом Кросби и группой The Byrds. Я же предлагаю послушать вариант от известнейшего (не у нас, а в Штатах) софт/фолк-рокера Джеймса Тейлора (James Taylor)

В 1963 году участник фолк-трио "The Big 3" Тим Роуз (Tim Rose), использовав написанную ещё Фостером лирику, сочинил на неё новую музыку. Композицию он назвал "The Banjo Song" и исполнил вместе с коллегами, одной из которых была будущая звезда в составе The Mamas & The Papas певица Касс Эллиот (Cass Elliot), на единственном студийном альбоме трио.

Ютуб-канал Max Cowan

А в 1969-ом гитарист голландской группы Shocking Blue Робби ван Леувен (Robbie van Leeuwen) проделал обратный трюк. Он взял музыку Роуза и написал на неё новый текст. В исполнении прекрасной вокалистки Маришки Вереш (Mariska Veres) песенка, теперь именовавшаяся скромно и со вкусом "Venus", зазвучала так очаровательно, что покорила сердца слушателей по всему миру. В 18 странах она попала в хит-парады, причем в 9 их возглавила. А самое главное - она возглавила чарты Billboard. Это был невероятный успех для группы не из США или Англии. Мне даже попадалось мнение, что до этого момента Нидерланды были "белым пятном" на музыкальной карте мира, а "Венера" ситуацию в корне изменила. Думаю, что такое суждение является, мягко говоря, сильным художественным преувеличением. Далеко ходить не надо, посмотрите любую заметку, посвященную Dutch Invasion на нашем канале. Но всё же отдать должное музыкантам Shocking Blue необходимо.

Единственное чего не сделал ван Леувен, так это не указал хотя бы соавторство Роуза. Сделало ли это хуже песню? На мой взгляд, нет. Она не станет хуже, даже если добавить, что вступительный гитарный рифф "Венеры" очень похож на аналогичный в песне "Pinball Wizard" с альбома "Tommy" британцев The Who. В конце концов ван Леувену претензий никто не предъявлял. Ни Роуз, ни Долтри с Таунсендом. Нам же, обычным слушателям, стоит перестать заниматься не своим делом, завершить совершенно непродуктивные поиски "плагиата" и просто наслаждаться всеми упомянутыми мной песнями и их вариациями.

Текст - БиС.

17 место. UFO «Belladonna» (1976)

Ютуб-канал STAS D

В арсенале группы UFO числится немало удачных рок-боевиков, но у нас лондонцы знамениты, прежде всего, своими балладами. И первейшей из них, ставшей в нашей стране поистине культовой, была без сомнения «Belladonna».

История этого хита довольно нестандартна. Просматривая клип с «Беладонной» многие наверняка заметили, что он, что называется, «постановочный» — то есть видно, что музыканты на самом деле играют что-то другое. Все дело в том, что сами музыканты UFO больше 30 лет, до самого начала XXI-го века не исполняли эту песню на концертах,  считая ее заурядной и «проходной». Так что видео с ее оригинальным «живым» исполнением семидесятых годов просто не существует. А клипов тогда и вовсе не снимали. Лидер группы, вокалист и автор текста Фил Могг, когда его впоследствии спрашивали о вероятной героине «Белладонны», вспоминал этот номер с большим трудом, считая весь альбом «No Heavy Petting», на котором в 1976 году и появилась эта баллада, одним из самых неудачных в дискографии UFO (с чем мы совершенно не согласны — одни «Martian Landscape» и «On with the Action» чего стоят!). Стоит также добавить, что автор музыки этой песни Михаэль Шенкер не долго задержался в группе после записи этого альбома, как и Дэнни Пейронел, чьи клавишные инструменты придали особый шарм звучанию релиза. Так что понятно, почему «Беладонна» не входила в концертный трек-лист UFO. К тому же на сингле она никогда не издавалась.

Почему «Беладонна» стала столь популярной в Союзе (и в Восточной Европе, кстати, тоже), до конца не совсем ясно. Существует мнение, что оглушительному успеху песни у нас способствовало то, что в 1979 году кавер на нее выпустили на своей пластинке «Музыкальный глобус» Веселые Ребята. Это предположение представляется нам не совсем верным. Скорее наоборот — на альбом и в репертуар ВР баллада попала потому, что уже была хорошо  известна и исполнялась множеством профессиональных и любительских ансамблей как на концертах, так и на танцах. Например, Александр Барыкин, блестяще спевший «Белладонну» на «Глобусе», еще до этого исполнял ее, когда играл в ресторанах. Но в любом случае эта версия просто великолепна, особенно органное вступление и вокализ, и заслуживает того, чтобы лишний раз ее вспомнить: 

Ютуб-канал SuperBerenika 2009

Текст - МЮ.

16 место. Paul McCartney «Mrs.Vandebilt» (1973)

Ютуб-канал Сергей Salem Exclusive Video

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что из бывших «битлов» именно Маккартни в своем сольном творчестве достиг наибольших успехов. И дело тут, конечно же, вовсе не в продолжительности музыкальной карьеры, тем более, что свои наиболее значимые хиты сэр Пол создал еще при жизни Джона и Джорджа. По нашим скромным прикидкам,  у Маккартни наберется десятка два песен, достойных быть включенными в нашу «сотню» (голосование наших читателей по этому вопросу обещает быть интересным), но мы все же остановились на «Mrs.Vandebilt». И причина нашего выбора, и история этой песни в чем-то похожи на нашего предыдущего «лауреата».

Ни у западных поклонников творчества Маккартни, ни у критиков «Миссис Вандебильт» не пользовалась каким-то особым успехом. В чартах высоких мест не занимала, в США и Британии даже не издавалась как сингл. Да и сам автор песни никогда не считал ее не то, чтобы «выдающейся», а даже просто удачной, и поэтому очень редко исполнял ее на концертах. Для сэра Пола было большим сюрпризом, когда перед гастролями в бывшем Союзе он узнал, что согласно опросу, проведенному официальным «битломанским» сайтом beatles.ru, именно песня «Миссис Вандебильт» оказалась самой востребованной у нас из его сольных произведений. Причем с большим отрывом. Почему? Возможно потому, что альбом группы Wings «Band on the Run», на котором вышла эта песня, был издан в 1977 году фирмой «Мелодия» (правда без заглавной песни) и разошелся огромным тиражом. Может, благодаря русскоязычному каверу, который «запустили» все те же Веселые Ребята еще в 1975 году (мы его уже вспоминали в нашем рассказе о репертуаре школьных ансамблей — Семидесятые: хиты школьных вечеров. Часть 6. Но, рискнем предположить, что, скорее всего, по другой причине. Многие помнят, что в середине 70-х «Mrs.Vandebilt» и «медляк» «Let Me Roll It» с того же альбома звучали на танцах во всех пионерских лагерях Советского Союза, поскольку входили в официальный «список песен, рекомендованных для проигрывания в детской и подростковой аудитории». Весьма возможно, что его составителям приглянулся якобы «антикапиталистический» пафос песни, в которой в шуточном контексте упоминалась представительница одной из богатейших семей мира. Занятно, что то ли случайно, то ли сознательно (чтобы избежать возможных претензий), в фамилии «героини» хита пропала буква R (На самом деле речь идет о семейств ВандеРбильтов).

Ну и в заключение, на всякий случай напомним, что на записи «Миссис Вандебильт» Пол Маккартни сам сыграл большую часть партий, включая ударные, а сама запись проходила в Африке — в нигерийском городе Лагос, что нашло отражение в тексте песни, где упоминаются джунгли, палатки и перебои с электричеством. А вот кто такая также упомянутая в песне миссис Вашингтон — так и осталось загадкой...

Текст - МЮ.

Традиционно подводим итоги голосования из предыдущей заметки:

По группе ZZ Top получилась такая картина. Наш выбор - песня "Sharp Dressed Man" - 35%. Немного отстала "Gimme All Your Lovin'" - 31%. "Got Me Under Pressure" - 8%, "Jesus Just Left Chicago" - 6%. 12% участников опроса сочли песни ZZ Top недостойными "лучшей сотни" и 9% назвали другие песни. Самой часто называемой стала "La Grange". Не могу отказать себе в удовольствии включить данную композицию. Версия, правда, не каноническая. Билли Гиббонс играет здесь не со своими постоянными партнерами. Но Дэрил Холл - тоже не последний человек в роке

Ютуб-канал BluesyGibby

В опросе по песням группы Slade уверенно победила "Coz I Luv You" - 41% голосов. Выбранная авторами "Look Wot You Dun" - вторая с более, чем двукратным отставанием и результатом в 20%. "My Oh My" получила 18%, а "Mama Weer All Crazee Now" - 10%. Удивительно, но в нашей слейдоманской и слейдофильской стране нашлось 5% людей, не считающих песни Slade достойными входить в список лучших песен рока. Зато как никогда много было названо своих вариантов лучшей вещи Slade. Целых десять. И это составило 6% от принявших участие в голосовании. А самой популярной оказалась "Far Far Away". Что ж... слушайте свою любимую, уважаемые подписчики и ещё не подписавшиеся любители хорошей музыки.

Ютуб-канал TopPop

И новые вопросы:

Ждем ваши ответы! Заранее благодарны!

#музыка #рок #лучшие песни рока #paul mccartney #bob dylan #группа ufo #shocking blue #группа cream

Предыдущие заметки:

Сто величайших песен зарубежного рока по версии канала "Байки и Скрепы". Часть 1. 91 -100

Сто величайших песен зарубежного рока по версии канала "Байки и Скрепы". Часть 2. Места 81-90.

Сто величайших песен зарубежного рока по версии канала «Байки и Скрепы». Часть 3. Места 71-80.

Сто величайших песен зарубежного рока по версии канала «Байки и Скрепы». Часть 4. Места 61-70.

Сто величайших песен зарубежного рока по версии канала «Байки и Скрепы». Часть 5. Места 51-60.

Сто величайших песен зарубежного рока по версии канала «Байки и Скрепы». Часть 6. Места 41-50.

Сто величайших песен зарубежного рока по версии канала «Байки и Скрепы». Часть 7. Места 31-40.

Сто величайших песен зарубежного рока по версии канала «Байки и Скрепы». Часть 8. Места 26-30.

Сто величайших песен зарубежного рока по версии канала «Байки и Скрепы». Часть 9. Места 21-25.