Пора финалить год «Спартака». Черт возьми, какой же он разный. Можно делить на полугодия и второе покажется вам эпизодом из жития «Атлетико» Хесуса Хиля, а первое – «Манчестером» Алекса Фергюссона.
Сравнение с «Атлетико» – штука ясная, как та самая тульская поляна, в которой родился Лев Николаевич Толстой: алогичная смена тренера, ненависть с трибун и кардиограммические настроения в фанатской среде.
И здесь же: 5 месяцев отличной коммуникации тренера и руководства, победы в Ферги-тайм (а иногда и ничьи) и трогательное прощание после сезона в ситуации, когда все стороны остались довольны. Даже журналисты. Полгода системности и 6 месяцев управленческого хаоса, телеграм-каналы и красивые благотворительные акции, менеджерские команды и бескомпромиссные унижения, а ещё суды и разборки со СМИ. Все? Кажется, что да, но нет. Думаю, «Спартак» за год выполнил десятилетний инфоплан РПЛ без него. Гордиться нечем – но факт.
А ключевое различие все-таки в футболе. Вот тут Тедеско, который может легко играть с Кралом и Зобниным в центре поля, поскольку в работе обожает шлифовать автоматизмы, где футбику не нужно думать – тренер варианты определил ещё на тренировке и тактическом занятии, водил за руку и объяснял направление паса почти в любой стандартной ситуации. И здесь же Руй Виктория, оценивающий футбол фундаментально иначе, который на первой же пресс-конференции объясняет, что ему нужны игроки с творческим мышлением и несколькими игровыми вариантами в голове. И для Виктории тот же Крал был грандиозным атлетом и никаким футболистом одновременно. Саша Дорский говорил, что Витория не справился с перестройкой. Конечно. Потому что здесь нужна была резолюция. И в первую очередь кадровая, зато как засверкали люди с автоматическим мышлением. За Умярова, Игнатова и Литвинова бесконечно рад.
И все же мы о фундаментальности. Как вообще такие разные явления могут умещаться в одном клубе, одной команде за 360 с небольшим дней? Да просто это «Спартак». Правда, в этот раз здесь было много рационального и много другого. На контрасте же всегда больнее. А может..
Я все-таки скажу, что лигочемпионский удар Мозеса в Грозном и победный сейв Селихова в Варшаве – это лучшие эмоции с момента 5:1 над «Севильей». Хотя в этом же году таких поводов между этими точками было завались, если вспоминать «Наполи», ничьи с «Динамо» и «Лестером», грандиозную победу над «Краснодаром». И, например, вымученный гол Ларссона Лантратову.
Фу-у-ух. Пока писал, вспоминал, оценивал, прокручивал даже упавшее на дно невзгод настроение поднялось. «Спартак» – важнейшая часть жизни миллионов. Это должен понимать каждый человек, заступающий на службу в «Спартаке». Возможно, уровень социальной ответственности здесь сравним со многими профильными учреждениями. И это не шутка. Именно радикальной ответственности хочу пожелать игрокам и менеджменту «Спартака».
А болельщикам и сочувствующим – терпения. Очень может быть, что следующий год станет революционным даже вне рамок игровых схем, спортивного вектора и тренерской мысли.
Но самое главное – верить, что все будет хорошо. Ведь кто бы и что ни говорил, а сильны мы именно верой и тем самым спартаковским духом, о которым все слышали, да только объяснить не в состоянии. А оно и не надо. Такое надо чувствовать.