Одной из причин роста мировых цен стали нарушения глобальных цепочек поставок. Такую точку зрения в разговоре с RT выразил директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. По его словам, в результате последствий пандемии стоимость перевозки грузов начала стремительно расти, а в мире образовался дефицит целого ряда товаров. К примеру полупроводники и электронных компоненты.
«Введённые в 2020 году карантинные ограничения обернулись многими проблемами в работе транспорта. Были нарушены некоторые производства, из-за чего уже в 2021 произошли сбои в логистических сетях. Краткосрочный эффект также оказала авария в районе Суэцкого канала, когда крупный контейнеровоз полностью перекрыл движение по одному из важнейших торговых маршрутов мира», — отметил Данильцев.
По словам Александра Данильцева, дополнительное влияние на мировую инфляцию оказали стимулирующие меры государств по поддержке национальных экономик. В 2020 году для борьбы с последствиями пандемии многие центробанки снизили процентные ставки, а также начали печатать деньги и вливать средства в финансовые системы своих стран. Денежная накачка экономик позволила ускорить процесс восстановления, но позже обернулась разгоном цен.
«В рамках антикризисных программ в экономику были закачаны очень большие деньги. Причём это происходило по всему миру. Конечно, такие действия не сразу отразились на инфляции, поскольку общая экономическая активность в 2020 году оставалась слабой. Однако, как только началось общее восстановление и потребительский спрос начал расти, цены стали реагировать соответствующим образом», — пояснил Данильцев.
Как полагают специалисты МВФ, если инфляционное давление будет приобретать всё более широкие масштабы, многим странам придётся раньше времени сворачивать стимулирующие программы и ужесточать денежно-кредитную политику. В этих условиях эксперты фонда призывают центробанки действовать аккуратно, чтобы не спровоцировать панику на финансовых рынках.