В ходе подготовки Германии к войне с Польшей абвер подготовил большое количество боевиков и диверсантов, которые с началом войны должны были действовать на вражеской территории в тылу польских войск. Их начали забрасывать на территорию Польши еще до начала боевых действий. К примеру, 31 августа на территорию Польши просочились более 5 тысяч диверсантов и боевиков абвера под видом рабочих и шахтеров. Они должны были захватывать промышленные объекты и мосты.
Однако, мало кто знает, что Германия планировала нападение на Польшу не 1 сентября, а раньше – 25 августа. Сроки нападения перенесли в последний момент. Именно это и послужило причиной, столкновения отряда лейтенанта Абвера Ганса-Альбрехта Херцнера с польскими регулярными частями 25 августа 1939 года.
В ночь с 24 на 25 августа отряд Херцнера, который насчитывал 34 человека из добровольцев – польских, судетских и силезских немцев - тайно перешел польскую границу рядом со словацкой границей. В задачу отряда входило: захват двойного туннеля железнодорожной станции в поселке горняков на границе со Словакией. Боевики отряда Херцнера должны были удерживать туннель и поселок до подхода частей 7-й германской пехотной дивизии. Весь день абверовцы скрывались в окрестных лесах, ожидая вечера 25 августа, чтобы приступить к выполнению поставленной задачи.
Тем временем в Берлине перенесли сроки нападения с 25 августа на 1 сентября. Об этом сообщили всем группам абвера, находившимся уже на территории Польши. Кто-то начал возвращаться в Германию, кто-то затаился. Но радист группы Херцнера это сообщение не принял.
А потому в 20 часов 30 минут 25 августа 1939 года группа Херцнера приступила к выполнению своей задачи согласно полученному заданию. И успешно выполнила задачу. Однако кто-то из местных жителей успел сообщить в штаб ближайшей воинской части о происходящем. Польское командование послало на перевал два пехотных батальона.
Херцнеру и его людям пришлось спешно уходить со станции на перевал, а оттуда на свою территорию. Но это не удалось. Польские солдаты перекрыли границу с Германией и Словакией и окружили группу Херцнера. И если по группе не открыли огонь, то только потому, что не знали, кто перед ними.
Прибывший на место генерал польской армии Кустрон попытался связаться с командиром 7-й пехотной дивизии Вермахта. Однако была уже ночь и никого из командования дивизии на месте не оказалось. Потому общение ограничилось разговором с дежурным по штабу. Тот категорически отрицал наличие каких-либо солдат Рейха на территории Польши. Дежурный заявил, что окруженные боевики, скорее всего, из Словакии. На что получил резонный вопрос Кустрона: почему они тогда общаются между собой по-немецки.
Дежурный заявил, что его руководство готово выяснить, кто эти люди, изображающие из себя немцев, и с какой целью они это делают. Он предложил обменять польских машинистов, незадолго до этого задержанных немецкими властями на этом участке территории Рейха на окруженных польскими частями.
На том и договорились. Поляки получили своих машинистов и пропустили отряд Херцнера на территорию Рейха.
Никакого скандала по дипломатической линии не было. Пока сотрудники польского МИДа раздумывали, что можно поиметь из этого инцидента, началась война.
(Источник: Ландер)