Найти тему

Пётр Артемьев: «Мы строим и рисуем другой мир в театре. Если получится создать – создаем. От этого приходит радость»

Петр Артемьев в спектакле "Шекспир. Макбет". Фото из официальных источников Камерного театра.
Петр Артемьев в спектакле "Шекспир. Макбет". Фото из официальных источников Камерного театра.

Обычно я не делаю авторских предисловий к интервью. Но этот случай – исключение. Интервью с артистом Челябинского камерного театра Петром Артемьевым состоялось в июне 2018 года. Для меня это был своего рода эксперимент, потому что ни своего блога, ни чёткого желания развиваться в культурной журналистике ещё не было.

На тот момент это интервью – авантюра. Потому что моя подруга, зная, что я люблю Камерный театр и мечтала когда-нибудь взять интервью у Петра Артемьева, это «когда-нибудь» организовала – договорилась через дирекцию театра о встрече.

Впервые в камерный театр я пришла в 2012 году на спектакль «Музыки и сигарет не хватит до весны…». И тогда меня покорил актёрский дуэт Петра Артемьева и Марины Гез. Потом я была в разное время своей жизни на разных спектаклях, но они всегда как-то по-особенному во мне отзывалось. Как бы синхронизировались с моим внутренним состоянием, мыслями. Поэтому я составляла вопросы, отталкиваясь от своих зрительских впечатлений. И, возможно, в этом тексте больше человеческого, чем журналистского, но это интервью – одно из тех, которым я горжусь. Рада, что могу им поделиться, пусть спустя и три года.

Важная ремарка: спектакли «Музыки и сигарет не хватит до весны» и «Чайка» сняты с текущего репертуара Камерного театра.

Снимок - как и интервью, из 2018-го. Фото Алёны Пастуховой.
Снимок - как и интервью, из 2018-го. Фото Алёны Пастуховой.

- Спектакль «Музыки и сигарет не хватит до весны…» о двух подростках на грани суицида по пьесе швейцарского драматурга Игоря Бауэршимы собрал несколько наград. И там две главные темы: поиск себя и любовь, которая в итоге помогает героям отойти от черты, на которой они находились. А что по-вашему может ещё вытащить человека, если он оказался на такой грани?

- Для меня это театр, если человек оказался на грани. У «Музыки и сигарет…» была долгая и хорошая жизнь. Его сейчас сняли, недавно мы, правда, еще раз его сыграли на «Ночной субботе» (спецпроект камерного театра – прим. авт.) - это был тоже интересный эксперимент. Многое передумано, пока мы играли с Мариной (Гез). Вытащит это человека или нет – сложно ответить. Тут очень двояко. У нас спектакль всегда заканчивался двояко, как мне кажется. Хотя зритель видит другую картину. Что может вытащить человека? Да, вот, что-то рядом и близкое. Может быть, нечаянный звонок, может быть, – ударюсь в романтические бредни - листик упал с тополя. Человек увидел это и подумал – а, может, и не надо? А, может, и не надо. Как говорит у меня отец, лечение должно быть комплексным и индивидуальным. И у каждого оно свое.

Спектакль "Музыки и сигарет не хватит до весны". Фото из официальных источников Камерного театра.
Спектакль "Музыки и сигарет не хватит до весны". Фото из официальных источников Камерного театра.

- Вы упомянули, что спектакль не так давно сняли с репертуара. А что чувствуют актеры, когда приходит время прощаться с постановкой, где прожита такая большая жизнь?

- Разные чувства и разные ситуации бывают. Некоторые спектакли очень грустно отпускать. С «Музыки и сигарет...» было очень грустно, но я расскажу интересную историю: мы прощались с этим спектаклем несколько раз. Мы попрощались – приехала из Германии делегация, они делали по этой пьесе тоже спектакль. И мы его восстановили и сыграли еще один раз. Потом опять ушел на два или полтора года, и мы его опять вспомнили и сыграли.

- Камерный театр не боится экспериментов. Вот, например, в «Чайке» есть материал Чехова и песни Челентано, есть хореография, но все это смотрится очень органично. А вы сразу приняли такое прочтение классики?

- Во-первых, «Чайка» - это был второй спектакль режиссера Алексея Витальевича Янковского и зная, как он работает, такое прочтение классики было проще принять. Когда была первая работа, то это был гораздо круче эксперимент, чем с Чеховым. Но мне, по крайней мере, свободно и легко шлось в любой путь, зная, что Алексей Витальевич нам поможет, как он говорил: «Я не буду ставить спектакль, спектакль будете ставить вы». Да, мне было уже просто идти на «Чайке». До этого был спектакль, на котором мы учились. Ещё мы поставили «Отцы и сыновья», которые, к сожалению, недолго шли.

- А был ли близок ли вам Треплев? По характеру, по эмоциям, по образу мыслей?

- На тот момент, когда мы ставили, мне он был очень близок. Хотя с Треплевым и со спектаклями Алексея Витальевича тут немного другая история по поводу персонажа и актера – насколько они сближаются между собой. Тут я, наверное, не готов сейчас распространенно об этом говорить. Если банально – тогда он был мне более, чем близок.

Спектакль "Чайка". Фото их официальных источников Камерного театра.
Спектакль "Чайка". Фото их официальных источников Камерного театра.

- Вы актер экспрессивный – доказательство тому роль Арлекина в "Балаганчике". А легко ли переносить на сцену историю реальных людей, пусть и художественно перенесенных самим Блоком, все-таки это реальные люди и реальные чувства?

- Ну, про то, что Блок писал про реальных людей – это же все равно преобразовано. Насколько мы знаем, как они жили, и что они чувствовали тогда? Откуда мы знаем? И театр не знает. Это немного другое. А играть соседа по площадке – это неинтересно. Зачем смотреть тогда на это в театре, если у тебя сосед такой же? Потому и есть это художественное переосмысление. И у Блока это тоже переосмыслено уже. Он произведение писал про свой треугольник, но он через этот треугольник приходил к чему-то другому. А потом у нас идет цепочка – драматург, режиссер, актёр, а потом ещё и зритель видит свою картину. Насколько тяжело с «Балаганчиком»? С «Балаганчиком» было хорошо – это было первое знакомство с режиссёром Ларисой Александровой, и это было что-то новое, тогда мы сразу кинулись в работу, пошли, доверились. И для нее это был тоже первый опыт. И довольно-таки легко, да там было тяжело физически – много танцев. Но в плане работы там напряжения не чувствуешь.

- Пьеро символичный персонаж, грустный меланхолик, Арлекин – бесшабашный, с неуёмной энергией. Как на эту историю реагировали зрители?

- Пьеро такой, потому что из него, изнутри вырывается автор со всей своей болью – там так задумано. Было здорово, когда мы играли «Балаганчик». Помню, был момент, когда Дима Олейников, который играл Блока, автора, произносил монолог и тут женщина на 5 или 7 ряду восклицает: «Что же с тобой сделала революция, Блок?». У неё тоже своя картина, свое восприятие было. Там много пластов, и это, естественно, тоже присутствует, об этом мы не можем забывать.

Спектакль "Балаганчик". Фото из официальных источников Камерного театра.
Спектакль "Балаганчик". Фото из официальных источников Камерного театра.

- Ваши роль разнохарактерные. Работая над ролью, вы стараетесь понять и оправдать героя или наоборот - прожить жизнь человека вам не близкого и вам непонятного?

- Опять начну свой ответ с фразы: «Все по-разному». Потому что разные режиссеры, разные пьесы, но всё равно, конечно, в персонаже ты ищешь не то, что его оправдывает, но и это тоже. Есть пьесы, где мы досконально изучаем причины, из-за которых герой поступил так или иначе. Но, в любом случае, я должен любить своего героя, потому что это персонаж, что он там делал и как он там делал – кто его знает? Никто не знает. Но нужно верить в то, что ты делаешь, в обстоятельства. Ты действуешь – и ты веришь в это действие. Это то, что составляет основу театра. Может, ты не всегда это понимаешь, но ты должен в это верить. Что из этого выйдет? Посмотри, что из этого выйдет.

- А есть ли роль, которая максимально отражает вашу натуру и ваш характер?

- Не знаю. Нет, наверное. Или есть та, другая и третья. Затрудняюсь ответить.

- В спектакле «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» Вы играете классического маленького человека, гонимого судьбой. Вам самому приходилось испытывать давление внешних сил?

- Я думаю, всем приходилось это испытывать – они же всегда рядом. В хорошем или плохом смысле – они всегда рядом. Мне приходилось чаще испытывать радужное давление, правильное. В «Макенпоте» есть момент, когда я выхожу в зал, сажусь, если есть свободное место, и просто спрашиваю: «Ну, как вам?» или «Про что спектакль?». Там есть такой момент. Очень часто отвечают: «Так это про нас спектакль», «Это про нас!». И, конечно есть. Если разобрать, на самом деле, есть давление.

спектакль «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился». Фото их официальных источников Камерного театра.
спектакль «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился». Фото их официальных источников Камерного театра.

- Для меня спектакль заканчивается парадоксальным открытием: «Мир несправедлив, но так и должно быть». Что выбираете лично вы – плыть по течению или все-таки бороться?

- Я на плоту предпочитаю, если сплав, плыть лежа и не грести. Но если река бурная и много порогов, то весла с собой брать надо и надо рулить.

- В спектакле остро звучит тема предательства и одиночества. Считаете ли вы проблему одиночества некоей вечной проблемой общества?

- Конечно, любой человек одинок. Мировая скорбь – это не фикция, пущенная литераторами 19 века в оборот. Одиночество присутствует в каждом всегда и везде.

- Вас нет в соцсетях, это потому что много внимания на сцене, и в обычной жизни вы стараетесь быть не таким заметным, отойти от этого внимания?

- Не знаю, так получилось. Я пока не анализировал, почему я так сделал. Нет потребности.

- А что вы думаете о персонализированном театре, когда зрители идут на определенного актера – это хорошо или плохо?

- Мне кажется, это везде есть. Если зритель приходит в театр, он же приходит либо на название, либо на пьесу, либо он знает актеров, которые там играют. Конечно, есть зритель, который идет в театр наобум, по принципу «Куда пойдем – а сюда пойдем». Но судить об этом зрителе тяжелее. Это было, есть и будет всегда. На этом и фильмы делают.

- А что, на ваш взгляд, сегодня театр должен давать зрителям в эмоционально-духовном плане? С чем должен выйти человек после просмотра спектакля?

- Мы строим и рисуем другой мир в театре. Если получится создать – создаем. От этого приходит радость. Я, наверное, про себя как про зрителя скажу – мне хорошо, если я пришел, погрузился в другую реальность, прожил эту реальность, даже если меня в нее окунули надолго. Мне кажется, что зритель должен увидеть миф. Не какую-нибудь историю про соседа Сашу с его женой Оксаной, а некий миф. Театр изначально создан был на этом – были боги, был греческий хор. Это был миф. Даже в каких-то современных пьесах есть такие вещи, когда ты смотришь что-то, а тебе приходит что-то с затылка, на следующий день.

- Мы начали с поиска себя. И поиском себя я бы хотела закончить нашу беседу. Если счастье – это яркие вспышки, то гармония – состояние более длительное. А в чем для вас заключается гармония, и чувствуете ли вы себя в гармонии с собой, с окружающими, с миром?

- Нет, я не чувствую себя в гармонии. Больше вспышки. Не могу назвать это счастьем, но вспышки есть. Кто как его называет – счастьем, вспышками, просветлением. Мы будем стремиться к идеалу, но он не достижим.

Анна Голенко, культурный журналист.