Уходящий 2021-й год не выбился из общего ряда последних двух десятилетий нового тысячелетия. Укоренившуюся стабильность в политической системе страны, ее экономике и социальной сфере подтвердили и прошедшие выборы в Государственную Думу: из Кузбасса, к примеру, ни одному представителю хотя бы декларирующей оппозиционность партии не удалось своим присутствием разбавить хор однояйцевых близнецов из законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
В принципе, все это было вполне предсказуемо. Хотя человек устроен так, что он до конца верит в зачатки справедливости, иногда посещающие и наши края, в то, что у организаторов избирательного процесса появится если и не совесть, то хотя бы страх за откровенные махинации перед потомками, которым предстоит разгребать идеологическое наследство, в основу которого легло непонятно на каких принципах построенное ныне общество. Напрасно: человек, коль это приветствуется, любит и ненавидит, ворует и доносит, преклоняется перед сильным и топчет слабых здесь и сейчас, не очень-то думая о мнении совершенно чужих ему людей в отдаленном будущем. И вообще мысли о всех двуногих в пределах целой страны нерациональны и совершенно лишены какой бы то ни было выгоды – нашей нынешней путеводной звезды.
Именно эта психология и привела в конце года к массовой гибели людей на шахте «Листвяжная» в Беловском городском округе. О деталях трагедии мы наверняка еще узнаем многое, но по горячим следам, по комментариям самих горняков предприятия и родных погибших уже понятно, что безопасности здесь уделялось второстепенное значение, на первом месте присутствовал план — его безусловное выполнение, обеспечивающее премиальные выплаты вне зависимости от скалывающихся обстоятельств. Отказаться спускаться в шахту, чтобы не подвергать себя опасности при повышенном содержании метана, как это и должно было бы быть в цивилизованном обществе – это пока из области фантастики. У нас любой инакомыслящий сразу же становится изгоем, а тут недалеко и до звания «бузотера» — с таким наследием можно, не раздумывая писать заявление на расчет, не надеясь найти работу по данной специальности в отрасли.
Это сейчас у нас губернатор такой правильный, научился говорить то, что от него хотят услышать. Не говоря уже о как бы строгом следовании букве закона. А помните, как в 2019 году Сергей Цивилев отчитывал горняков участка «Октябрьский» за то, что те написали заявления об объявлении забастовки в связи с задолженностью по зарплате? «На предприятии банкротство, плюс цены на уголь рухнули, оно просто остановится и будет выставлено на торги. Кто купит его на торгах, и за какие деньги, я не могу сказать. Уйти с предприятия в тяжелое для него время, сидеть дома и ждать, когда ситуация исправится? Пусть это законно, но, на мой взгляд, не совсем правильно».
О чем угодно человек думает – только не о людях. Цитата того же года о голодовке медиков из Анжеро-Судженска: «Голодовки объявлять у нас в Кузбассе — это опорочить Кузбасс на весь мир. У нас что нет других форм решения вопросов? Надо до голодовки доводить и кричать об этом на весь мир?». Они, видите ли, опозорили Кузбасс. Зато теперь губернатор прогремел на весь мир, как главный сподвижник обвиняемого в трагедии олигарха Михаила Федяева. Этих фактов – море, включая спонсирование СДСом личной избирательной компании. Но не сгорел от стыда Сергей Евгеньевич – продолжает и дальше «радовать» население бравурными отчетами и прожектами.
2021-й год завершился окончанием судебных слушаний и началом вынесения приговоров по двум нашумевшим уголовным делам – в связи с попыткой «отжима» акций разреза «Инской» с участием высокопоставленных чиновников области, руководства регионального Следственного комитета и бизнесмена из Новокузнецка и трагедией в ТРЦ «Зимняя вишня», где в пожаре погибло 60 человек, из которых 41 – дети. Сами по себе события датированы 2016 и 2018 годами. Не хотелось бы вновь и вновь возвращаться к деталям происшествий и пытаться выяснить, почему одни чиновники оказались осуждены, а другие остались вне поля зрения правоохранительных органов — ограничимся лишь тем, что зло и коррупция все же наказаны. По нашим временам, это хоть что-то…
Что еще останется в нашей памяти, если говорить о происшествиях и праве? В сентябре известный своим экологическим неблагополучием Киселевск попал в топ информационных событий с совершенно неожиданной стороны – маньяк изнасиловал и убил двух малолетних девочек. Семья одной из них считалась неблагополучной, но разве это причина происшествия? «Добрый дядя», угощавший для начала своих жертв сладостями, уже был осужден за сексуальное насилие и не «по идеи», а по закону должен был находиться под присмотром работников МВД. Но у нынешних блюстителей порядка, увы, совсем другие приоритеты. Например, утреннее посещение покоев журналиста Романа Куприянова (Фома Неверов), осмелившегося опубликовать запись диалога губернатора с предпринимателем Черновым. «Кидает меня на пол, орет в лицо: «Ты ролики про губернатора выкладывал?! И ногой голову придерживает, чтобы не дергался», — рассказывал после обыска журналист. Идеологический террорист, а вы что хотели?
Ничего вроде бы любопытного для широкой аудитории в том ролике не было, кроме обычного диалога между хозяином жизни и тем, кто пытается в предлагаемых новых условиях выжить. Кроме вот этого: «Вы там написали против архитектуры Кемеровской области. А архитектура Кемеровской области — это я. Мы — одно целое. Это вы наехали на нас. Что я должен сделать? Выступить адекватно и откошмарить так, чтобы желания писать в прокуратуру больше ни у кого не возникало», — сказал губернатор, «уважающий закон» и решивший строить горнолыжный курорт Шерегеш по лекалам олигарха Игоря Прокудина. Спустя какое-то время после маски-шоу в доме Куприянова серьезно занялись и непосредственно Вячеславом Черновым: отъемом принадлежавшей ему некогда собственности теперь вряд ли дело ограничится, «независимая» судебная ветвь власти наверняка обложит предпринимателя неподъемными штрафами, а то и вовсе может лишить свободы. А чего бы не «откошмарить по-взрослому», кто помешает? Закон? Не, не слышали о таком ограничителе.
Всех остальных жителей продолжил кошмарить коронавирус — очередной волной заболевания и усилившейся смертностью. А кого-то еще и вводимыми ограничениями из-за нежелания по тем или иным причинам вакцинироваться. Но тут мы не оригинальны – приходится испить всю чашу до дна вместе со всей страной. Исключения, конечно, были и будут, если иметь в виду тот же Шерегеш, где вход в гостиницы свободный, или проводимые администрацией области массовые мероприятия (ярмарки, праздники), зато любой одиночный пикет всегда можно запретить под предлогом разбушевавшейся заразы. Так и живем – уже целых 300 лет, как выяснилось опять же в уходящем году, при этом активно вкладывая миллиарды в украшательство Кемерова и делая попытки улучшить атмосферу Новокузнецка. На практике, правда, пока не очень-то и получается.
Год прожит, не все в нем было так безрадостно как в этой публикации – надо вообще пытаться оставаться счастливым вне зависимости от обстоятельств. Ждать быстрых перемен к лучшему – никакой жизни не хватит. С Новым годом вас, друзья! С новыми надеждами на любовь близких и поддержку друзей – пусть они максимально заполнят искусственно образовавшиеся в обществе пустоты.
Владимир Максимов