Русская художница Елизавета Меркурьевна Бём уже в юности зарекомендовала себя мастером графической миниатюры. Её учитель Иван Крамской с восторгом писал: «И что за совершенство были эти силуэты»! В 1864 году Елизавета с серебряной медалью окончила Рисовальную школу Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге.
Широкую известность художница обрела в конце 19 – начале 20 вв. как иллюстратор детских книг и журналов «Нива», «Игрушечка», «Малютка». Ей принадлежит авторство множества почтовых открыток.
По мнению искусствоведов, творчество Е.М. Бём оказало огромное влияние на советскую мультипликацию и детскую книжную графику.
Пару лет назад в Ярославском художественном музее состоялась выставка её работ. Вспомнилось, что, будучи в Пошехонье, видел постер, где имя Е.М. Бём значилось в ряду знаменитых уроженцев края.
И после некоторых размышлений решил съездить на эту «малышовую» выставку: на пороге был Новый Год, а там веселые картинки, сказочки…
Однако на месте оказалось, что работы Е.М. Бём по большей части адресованы нам, взрослым. Дети на её рисунках предстают в воинских доспехах и княжеских одеждах, заняты неотложными делами, вкушают хлеб насущный, истово возносят молитвы, поднимают заздравные тосты, ждут суженых. Будто через детские образы художница стремилась передать лучшие черты русской души.
Елизавета Меркурьевна Бём происходила из древнего рода дворян Эндоуровых. Родилась она в 1843 году в С.-Петербурге, но детские годы провела в наследном имении Щипцово, расположенном в сорока верстах от Пошехонья. Там она дружила с крестьянскими детьми, увлекалась их играми, заслушивалась песнями и рассказами. Впоследствии детские образы стали главной темой её творчества.
В 1867 году она вышла замуж за известного скрипача Людвига Францевича Бёма (Böhm), и все работы подписывала фамилией по мужу.
Показанные на выставке работы представляли часть собрания Софьи Александровны Чапкиной-Руга, биографа и исследователя творчества Е.М. Бём.
Надо сказать, что на её рисунках юные пошехонцы выглядят очень смышлёными
В 1892 году Е.М. Бём начала сотрудничать с Дятьковским хрустальным заводом С.И. Мальцова. Ей принадлежат многие оригинальные формы и эскизы росписи стеклянной посуды
Работала Елизавета Меркурьевна и как дизайнер интерьера. По заказу императорской семьи она выполнила эскиз умывального прибора с двуглавыми орлами. В 1893 году он удостоился золотой медали на Всемирной выставке в Чикаго.
Особое внимание на выставке привлекала оригинальная «пятничная» картина. Каждый из участников творческого кружка подрисовывал к композиции свою миниатюру, складывая яркий живописный коллаж. Кроме сюжета Е.М. Бём (сидящая девочка в тулупе), здесь присутствуют экспромты Альберта Бенуа (справа внизу) и Николая Каразина (слева внизу).
Елизавета Меркурьевна в числе немногих русских художников вплоть до начала XX века серьезно работала технике силуэта.
За 20 лет ей были созданы 14 силуэтных серий, завоевавших огромную популярность
В целом, творчество Е.М. Бём оставило впечатление явления созидательного, полного добра и надежды на лучшее будущее.
Есть среди ее работ и новогодний календарь. Сюжет почти как в «Одиссее» Стэнли Кубрика: подросток, увлеченный чтением, парит в окружении знаков зодиака.