Найти в Дзене

Добрый мир детства: на выставке рисунков Елизаветы Бём

Русская художница Елизавета Меркурьевна Бём уже в юности зарекомендовала себя мастером графической миниатюры. Её учитель Иван Крамской с восторгом писал: «И что за совершенство были эти силуэты»! В 1864 году Елизавета с серебряной медалью окончила Рисовальную школу Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Широкую известность художница обрела в конце 19 – начале 20 вв. как иллюстратор детских книг и журналов «Нива», «Игрушечка», «Малютка». Ей принадлежит авторство множества почтовых открыток. По мнению искусствоведов, творчество Е.М. Бём оказало огромное влияние на советскую мультипликацию и детскую книжную графику. Пару лет назад в Ярославском художественном музее состоялась выставка её работ. Вспомнилось, что, будучи в Пошехонье, видел постер, где имя Е.М. Бём значилось в ряду знаменитых уроженцев края. И после некоторых размышлений решил съездить на эту «малышовую» выставку: на пороге был Новый Год, а там веселые картинки, сказочки… Однако на месте оказалось, что работы Е.М.

Русская художница Елизавета Меркурьевна Бём уже в юности зарекомендовала себя мастером графической миниатюры. Её учитель Иван Крамской с восторгом писал: «И что за совершенство были эти силуэты»! В 1864 году Елизавета с серебряной медалью окончила Рисовальную школу Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге.

Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914) https://cbs-kusa.chel.muzkult.ru/news/60385196
Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914) https://cbs-kusa.chel.muzkult.ru/news/60385196

Широкую известность художница обрела в конце 19 – начале 20 вв. как иллюстратор детских книг и журналов «Нива», «Игрушечка», «Малютка». Ей принадлежит авторство множества почтовых открыток.

«Пожелание! Эх ма, кабы да нам денег тьма»! 1900-е гг.
«Пожелание! Эх ма, кабы да нам денег тьма»! 1900-е гг.

По мнению искусствоведов, творчество Е.М. Бём оказало огромное влияние на советскую мультипликацию и детскую книжную графику.

«И сам Владимир, Солнце ясное»! 1911 г.
«И сам Владимир, Солнце ясное»! 1911 г.

Пару лет назад в Ярославском художественном музее состоялась выставка её работ. Вспомнилось, что, будучи в Пошехонье, видел постер, где имя Е.М. Бём значилось в ряду знаменитых уроженцев края.

И после некоторых размышлений решил съездить на эту «малышовую» выставку: на пороге был Новый Год, а там веселые картинки, сказочки…

Девочка с узелком. 1902 г.
Девочка с узелком. 1902 г.

Однако на месте оказалось, что работы Е.М. Бём по большей части адресованы нам, взрослым. Дети на её рисунках предстают в воинских доспехах и княжеских одеждах, заняты неотложными делами, вкушают хлеб насущный, истово возносят молитвы, поднимают заздравные тосты, ждут суженых. Будто через детские образы художница стремилась передать лучшие черты русской души.

«Никого я не боюсь, но ни с кем и не бранюсь». 1907 г.
«Никого я не боюсь, но ни с кем и не бранюсь». 1907 г.

Елизавета Меркурьевна Бём происходила из древнего рода дворян Эндоуровых. Родилась она в 1843 году в С.-Петербурге, но детские годы провела в наследном имении Щипцово, расположенном в сорока верстах от Пошехонья. Там она дружила с крестьянскими детьми, увлекалась их играми, заслушивалась песнями и рассказами. Впоследствии детские образы стали главной темой её творчества.

Девочка с колосьями. 1899 г.
Девочка с колосьями. 1899 г.
«Христос Воскресе»! 1891 г.
«Христос Воскресе»! 1891 г.

В 1867 году она вышла замуж за известного скрипача Людвига Францевича Бёма (Böhm), и все работы подписывала фамилией по мужу.

Дети с зайцем. 1879(?) г.
Дети с зайцем. 1879(?) г.

Показанные на выставке работы представляли часть собрания Софьи Александровны Чапкиной-Руга, биографа и исследователя творчества Е.М. Бём.

«С Праздником»! 1899 г.
«С Праздником»! 1899 г.

Надо сказать, что на её рисунках юные пошехонцы выглядят очень смышлёными

Грибники. 1899 г.
Грибники. 1899 г.

В 1892 году Е.М. Бём начала сотрудничать с Дятьковским хрустальным заводом С.И. Мальцова. Ей принадлежат многие оригинальные формы и эскизы росписи стеклянной посуды

Чернильница из письменного набора «Морское дно». 1892 г.
Чернильница из письменного набора «Морское дно». 1892 г.
Штоф с пробкой и стопка из питейного набора «Здорово, стаканчики! Каково поживали, Меня поджидали»? 1897 г.
Штоф с пробкой и стопка из питейного набора «Здорово, стаканчики! Каково поживали, Меня поджидали»? 1897 г.

Работала Елизавета Меркурьевна и как дизайнер интерьера. По заказу императорской семьи она выполнила эскиз умывального прибора с двуглавыми орлами. В 1893 году он удостоился золотой медали на Всемирной выставке в Чикаго.

Витрина с умывальным прибором. 1890-1900 гг.
Витрина с умывальным прибором. 1890-1900 гг.

Особое внимание на выставке привлекала оригинальная «пятничная» картина. Каждый из участников творческого кружка подрисовывал к композиции свою миниатюру, складывая яркий живописный коллаж. Кроме сюжета Е.М. Бём (сидящая девочка в тулупе), здесь присутствуют экспромты Альберта Бенуа (справа внизу) и Николая Каразина (слева внизу).

«Пятницы. В мастерской В.П. Шнейдер и А.П. Шнейдер», 1908-1909 гг. Представлены оригинальные экспромты Елизаветы Бём, Николая Каразина, Ильи Галкина, Любови Эндоуровой, Фёдора Беренштайна, Альберта Бенуа, Анны Шнейдер, Екатерины Кавос и др.
«Пятницы. В мастерской В.П. Шнейдер и А.П. Шнейдер», 1908-1909 гг. Представлены оригинальные экспромты Елизаветы Бём, Николая Каразина, Ильи Галкина, Любови Эндоуровой, Фёдора Беренштайна, Альберта Бенуа, Анны Шнейдер, Екатерины Кавос и др.

Елизавета Меркурьевна в числе немногих русских художников вплоть до начала XX века серьезно работала технике силуэта.

«Полезные работы». Из серии «Силуэты из жизни детей». 1877 г
«Полезные работы». Из серии «Силуэты из жизни детей». 1877 г
«Будущие герои». Из серии «Силуэты из жизни детей». 1877 г
«Будущие герои». Из серии «Силуэты из жизни детей». 1877 г

За 20 лет ей были созданы 14 силуэтных серий, завоевавших огромную популярность

«Белки». Эскиз к серии «Силуэты для игральных карт в русском вкусе». 1883 г.
«Белки». Эскиз к серии «Силуэты для игральных карт в русском вкусе». 1883 г.
Молитва. 1883 г.
Молитва. 1883 г.
Эскиз иллюстрации к сказке В. Сафронович «Два брата». 1878 г.
Эскиз иллюстрации к сказке В. Сафронович «Два брата». 1878 г.

В целом, творчество Е.М. Бём оставило впечатление явления созидательного, полного добра и надежды на лучшее будущее.

Под грибом. 1900-е гг.
Под грибом. 1900-е гг.
Альбом с цветами. 1890-е гг.
Альбом с цветами. 1890-е гг.

Есть среди ее работ и новогодний календарь. Сюжет почти как в «Одиссее» Стэнли Кубрика: подросток, увлеченный чтением, парит в окружении знаков зодиака.

Календарь 1893 г. Эскиз
Календарь 1893 г. Эскиз