Тахометр занимает центральное место на приборной панели. С учетом его показаний водитель может вовремя переключиться на нужную передачу, снизить расход топлива, а также контролировать работу двигателя. Что показывает тахометр и зачем следить за оборотами коленчатого вала, каковы конструкции приборов и особенности их установки - обо всем этом мы поговорим далее в статье.
что такое тахометр
Тахометр - это измерительный прибор, определяющий количество или частоту вращения механизмов в единицу времени. Чаще всего используется единица измерения оборотов в минуту. В автомобиле тахометр считает обороты коленвала за 1 минуту. Он находится на панели приборов, рядом со спидометром.
Во время движения приходится постоянно переключать передачи, ускоряться, трогаться с места и тормозить. Тахометр подскажет водителю лучшее время для переключения передач, если автомобиль оборудован механической коробкой передач, критический момент нагрузки двигателя, когда стрелка прибора приближается к красной зоне.
Обеспечить комфортное передвижение и максимально использовать ресурсы двигателя можно за счет переключения передач, начала и окончания движения в определенном диапазоне вращения коленчатого вала. Не рекомендуется заводить на высоких оборотах, для бензиновых двигателей -1100 об/мин, для дизелей – выше 800 об/мин, переходить на повышенную передачу при подъеме в гору при малой тяге.
На холостом ходу тахометр можно использовать для диагностики работы двигателя. При запуске двигателя стрела должна плавно двигаться до отметки 1000–1200 об / мин, через несколько секунд после прогрева двигателя она плавно снижается до 600–800 об / мин. Если стрелка прыгает, сжимается на шкале - это признак неравномерной работы мотора.
Как использовать информацию
Шкала прибора содержит информацию о частоте вращения коленчатого вала. Нажатие на педаль акселератора увеличивает обороты. Если стрелка тахометра переходит в красную зону, двигатель работает на максимальной мощности и работает в аварийном режиме.
Тахометр показывает критическую скорость для конкретного двигателя. Когда коленчатый вал вращается с предельной скоростью двигателя, увеличивается вибрация и ускоряется нагрев - это может повредить поршни, гильзы, оборвать или растянуть цепь привода ГРМ.
По показаниям прибора при переключении во время передачи водитель может:
- снизить расход топлива;
- снизить износ деталей поршневой группы;
- выбрать правильный способ путешествия.
Каждый тахометр настроен для определенного класса и типа двигателя, поэтому их нельзя переустановить на разные модели автомобилей.
Устройство и принцип работы
Основным элементом устройства является датчик положения коленчатого вала, считывающий его частоту вращения. Передача данных осуществляется через кабель в механических конструкциях тахометра или путем подсчета импульсов для аналоговых и цифровых приборов.
По типу передачи данных тахометры делятся на группы. Наиболее распространены цифровые, аналоговые или электромеханические и механические.
В конструкции аналогового устройства используется соленоид, микросхема, привод передачи данных или кабель, стрелочная шкала. Цифровые устройства используют в конструкции другие элементы: процессор, АЦП (преобразователь), оптопару и т. Д. В цифровых тахометрах часто используется жидкокристаллический дисплей вместо шкалы со стрелкой. Как правило, водителям удобнее пользоваться штатным циферблатным индикатором, показывающим скорость набора во время движения.
Типы устройств
Автомобильные тахометры классифицируются:
- по способу обработки сигналов;
- способ подключения;
- принцип работы.
- Механический
Устройство используется на тихоходных двигателях. Конструкция механического тахометра чрезвычайно проста. Тросик датчика устанавливается на распредвал или коленчатый вал. Крутящий момент передается на шестерню, по кабелю он входит в подвижную катушку устройства через электромагнит, который является основной частью механической конструкции. При изменении частоты вращения коленчатого вала изменяется магнитное поле, которое отклоняет стрелку датчика.
У механического тахометра самая большая погрешность - до 500 об / мин.
аналоговый
Аналоговый прибор на 50% точнее механического. Он имеет такую же градуированную шкалу индикаторов оборотов, но отличается от механики способом передачи сигнала. Основными элементами аналогового устройства являются магнитная катушка и датчик. Аналоговый тахометр подключается не к коленчатому валу, а к катушке зажигания двигателя.
Катушка зажигания преобразует напряжение от 12 В до 24000 В для генерации искры. Одновременно с подачей импульса на катушку зажигания импульс также поступает в электрическую цепь аналогового тахометра, попадает в обмотку электромагнита. Чем больше импульсов поступает в цепь, тем выше индукция. Прогиб стрелы шакала происходит под действием меняющегося магнитного поля. Аналоговые показывают ошибку до 250 об / мин.
Цифровой
Цифровой тахометр на сегодняшний день считается самым надежным - погрешность до 100 об / мин.Процессор получает данные от датчика коленвала и датчика холостого хода. Для этого в конструкцию цифрового устройства входит оптопара (оптопара) - датчик для отсчета интервалов между импульсами. В конструкции цифрового тахометра использованы следующие элементы:
- Оптопара;
- CPU - центральный процессор, узел выполняет расчеты с датчиков;
- Жидкокристаллический дисплей - отображает информацию на приборной панели;
- Микросхема - очищает данные процессора.
В зависимости от класса и модели двигателя существует несколько видов подключения тахометра к автомобилю.
Для бензиновых двигателей подключение осуществляется через катушку зажигания. Тахометр имеет два выхода: на ЭБУ (электронный блок управления), на датчик положения коленчатого вала. Подключение проходит этапы:
- Тахометр установлен на приборной панели.
- Отрицательный провод подключается к массе автомобиля.
- Красный провод подключаем к плюсу зажигания.
- Провод ввода прибора подключается в зависимости от системы зажигания. При контакте системы зажигания распределение искры между цилиндрами регулируется трамблером, тахометр подключается к переключателю трамблера. Если система зажигания бесконтактная, вход тахометра подключается к переключателю напряжения.
У дизельных двигателей тахометр подключается к генератору, так как частота вращения коленчатого вала считывается не с катушки зажигания, а с клеммы генератора. Это связано с порядком работы дизельных ДВС, которые менее изобретательны, чем бензиновые. Каждый дизельный тахометр, подключенный к генератору, рассчитан для определенного передаточного числа между двигателем и генератором.
Основные неисправности
При неисправности тахометра водителю придется послушать, с какой скоростью двигатель крутил руль и в зависимости от этого начать переключать передачи или сильнее нажимать на педаль акселератора. Первыми признаками того, что тахометр неисправен и выдает ложные показатели, является неправильное поведение стрелки: зависание или застревание на одном месте, резкое движение по шкале при равномерном движении.
Если устройство вышло из строя, необходимо предварительно проверить электрические цепи устройства:
- Провод питания проверяется; для цифровых и аналоговых устройств подводящий провод изолирован серым пластиком. Начало провода от статора или двигателя, затем питание подается на замок зажигания и на частотомер.
- Проверить напряжение питания - 12 В.
- Правильное подключение заземляющего провода.
- Характеристики предохранителя.
Если неисправности в цепи питания не обнаружено, проверяют компоненты тахометра.
Причины и способы устранения
- Короткое замыкание или разрыв цепи между счетчиком и контроллером. В этом случае датчик-уловитель контролирует частоту вращения коленчатого вала, но стрелка на шкале не перемещается. Замена провода.
- Поломка привода датчика - датчик требует замены.
- Стрелка после запуска мотора движется в обратном направлении - провода подключения перепутаны. Необходимо переустановить провода в розетке разъема и колодке.
Колебание иглы может быть вызвано несколькими неисправностями:
- Напряжение на выходе датчика снижается. Необходимо проверить напряжение между фазами, датчик подлежит замене.
- Размагничивание, попадание мусора в магнитную муфту аналогового спидометра.
- Ось приемного элемента имеет дефект. Если стрелка выходит за пределы нуля при выключенном двигателе, пружина стрелки ослаблена или погнута.
При неисправности элементов спидометра в 90% случаев прибор заменяется.
При подключении аналогичного устройства проводится диагностика и проверяется качество данных. Цифровые устройства подключаются параллельно основному устройству через специальный зажим. Если показания приборов совпадают, то наблюдается аналогичное отклонение параметров, неправильное поведение стрелки - на работу прибора поломка не распространяется. Отклонения тестируемого тахометра при 100-150 об / мин считаются нормальными.
Диагностику можно провести самостоятельно в том случае, если наблюдается неправильное движение стрелки. В машине с бортовым компьютером на панели приборов появляется код ошибки. Необходимо проверить заземляющий контакт АКБ, проводку на разъемах. Если стрелка тахометра мигает нерегулярно или вибрирует, замените датчик.