Я пишу эту заметку, когда до исторической даты, от которой холодеет сердце, остаётся 364 дня. 30 декабря 2022 года исполнится 100 лет СССР. По историческим меркам – та страна просуществовала ничтожно мало. Просто какой-то казус, отклонение от нормы. Будто случайно вздрогнула стрелка постоянно работающего самописца: что это было, скачок напряжения? Уборщица задела ведром? А для нас с вами – целая жизнь. И целый мир. Да и не в этом дело...
Нет, ребята, всё не так...
Для тех, кто проскочил в это историческое игольное ушко, весь остальной мир навсегда останется странным. "Как же так, если всё не так?" Нам, конечно, показывали другую жизнь в кино, мы читали о ней в книгах; и сейчас смотрим на эту другую уже тридцать лет – но будто не видим. Не признаём. Будто всё вокруг не по-настоящему. "Отклонение от нормы". Не так должно быть.
Когда в прошлый раз мы с вами говорили о Николае Мирликийском и Санта-Клаусе, история получилась длинная, аж со времён Гомеровых. В этот раз постараемся покороче – всем надо быть в форме, всем Новый год встречать. С Наступающим вас, дорогие друзья!
Чего не было
А начнём, пожалуй вот с чего. История славянской мифологии – наука очень узкоспециальная – в силу чрезвычайной скудости достоверных источников. Пара слов (а то и вовсе одно) на берестяной грамоте, строчка из летописи или письма одного князя другому – вот и все источники.
– А фольклор? (С интонацией Шуры Балаганова: "А Козлевичу?")
Фольклор, записанный в лучшем случае в 30-е годы XIX века, имеет слишком уж опосредованное отношение к предмету под названием "славянская мифология". Тут – всё в могучих руках интерпретатора.
Можно "восстановить" череп какого-нибудь гоминида по найденном зубу, почему нет. Было бы желание – и "методика". Славянская мифология – это и есть такое восстановление черепов. А "методика" часто сводится к "горячему желанию" (оно же "неравнодушное сердце") и народной этимологии...
В общем всё, что вы читали про Мора и Моревну, Морозко, Зимника, Студенца или Корочуна, – забудьте. Это публицистика. Все эти Трескуны, Звиздуны и Синепупы могли быть как дýхами (почему нет), так и просто образами народной поэтики. Ну как если бы фольклорист из 22 века, поговорив с нами, сделал вывод о существовании божества урожая по имени Ядрён Батон.
Вторая неприятность
Новогоднего Деда Мороза, дарящего подарки, в России не было почти совсем. Были многочисленные попытки заимствований:
святого Николая лютеран и католиков:
...деклассированного "Николая в штатском" кальвинистов и их американских последователей:
...позднеамериканского Санта-Клауса системы Клемента Мура – Томаса Наста:
А вот свой Дед Мороз, уже узнаваемый, наш, родной до дрожи, он возник и буквально промелькнул в районе 1910 года:
...но из-за начавшейся вскоре войны и воспоследовавшей революции не успел прижиться. Увы. Жаль, имена этих художников (художниц?) установить не в моих силах...
А теперь – что было
Образ Деда Мороза, дарящего подарки, придумал Владимир Фёдорович Одоевский в сказке «Мороз Иванович», написанной в 1840 году. Девица Рукодельница спускается в колодец за оброненным ведёрком и попадает в зазеркалье (в сказочную страну), где добрый Мороз Иванович награждает её за трудолюбие ведром серебряных монет и в придачу бриллиантом. Девица Ленивица возжелавшая повторить этот опыт, получает одну фальшивую монету и фальшивый бриллиант.
Затем, в 1861 году, в сказке Владимира Ивановича Даля "Девочка Снегурочка" появляется девочка из снега со знакомым нам именем. А в 1873 году в пьесе Александра Николаевича Островского "Снегурочка" это уже юная девушка – дочь Мороза и Весны. Пусть пока не внучка, а дочь, но это уже она! Знакомый нам образ сложился!
Есть Дедушка Мороз, есть Снегурочка. Осталось соединить их с Новым годом. А вот это произошло только в январе 1937 года. Именно тогда (на Ёлке в Доме Союзов впервые в истории предстали перед детьми новогодние Дед Мороз и Снегурочка.
Неизвестно (мне) кто именно придумал использовать эти образы, как неизвестны имена художников, создавших их. Известно лишь что сама идея возвращения в советский обиход новогодней ёлки "для детишек" принадлежит Павлу Петровичу Постышеву, второму секретарю ЦК КП(б) Украины.
28 декабря 1935 года «Правда» публикует его письмо об официальном признании Новогодней ёлки, которая в то время была запрещена как пережиток. И уже через три дня страна встречает Новой год "по-новому" (то есть по-старому). "Решение", разумеется, было принято заранее. Одновременно с добиванием троцкизма (нашедшего пристанище в Европе и в США и переродившегося там сперва в "новых левых", а затем в "неоконов" и "ультраглобалистов") была запущена идеологема "Жить стало лучше..." и в жизнь людей впустили немного "старого быта".
Следующий 1937 год встречали уже с Дедом Морозом. А в ходе празднований этого Нового года в январе на новогодней ёлке в Доме Союзов появляются Дед Мороз и Снегурочка, чтобы остаться... навсегда?
В общем, получается, что Дед Мороз со Снегурочкой – это чисто советское изобретение. Да, если бы история сложилась по-другому, он мог бы оказаться изобретением 1910 года. Но мог и просто мелькнуть на открытках и пропасть. О том, что Дед Мороз "вживую" присутствовал на Рождественких и Новогодних праздниках до революции, я информации не нашёл. Может быть, вы знаете?
Мне кажется, советский Дед Мороз" потому так врезался в душу, что очень хотелось тогда людям праздника на фоне той аскетичной и тревожной жизни. Чем строже пост – тем радостнее разговение!
Останутся ли Дед Мороз со Снегурочкой навсегда (ещё надолго), или уйдут вместе с нами, мастодонтами той краткосрочной эпохи, будут вычеркнуты из невозмутимой и равнодушной Истории "новыми песнями" про бубенцы джинглз? Я не знаю. Скажите вы.
А пока – давайте вспомним. Просто вспомним, как это с нами было.
Пристегнулись простынями и полетели...
Всё начинается с зелёного снега. Со снега, перемешанного с крошевом еловых иголок, под ногами на ёлочном базаре...
И этот удивительный запах!.. Новый год обязательно начинался с него!
Опускаются сумерки. Кто-то наряжает ёлку...
Гулять? Почему бы нет? Последний раз в этом году! Изваляться в сугробах до снежной корки, до красных гусиных рук, а потом, задубев, продргонув, с неожиданной острой радостью вспомнить: ведь есть же тепло, дом, и потрескивающая матушка-печка, и Ёлка...
И кто-то уже стучит ножами... А кто-то – просто "уже"!
"Ах, призрачный ёлочный рай... Как будто всего через край..." В этот вечер кажется, что всё в жизни сбудется, всё ещё будет, обязательно будет...
Или – уже было? "Вещи помнят людей..." Вот в этом стеклянном шарике – твоя жизнь?..
И все бабушки были когда-то девочками...
А утром первого января всегда немного грустно...
И всё-таки он придёт ещё! Новый год, один день детства... Один день живой пока ещё немножко страны. Наш с вами день.
С Новым годом, друзья. С новым счастьем...
Если пропустили, читайте:
Как Николай Чудотворец стал Санта-Клаусом с помощью истории про трёх девиц. Вон он, первый Санта-Клаус, лезет в окно с каким-то мячиком, а дочь снимает с ноги отца чулок – чтобы повесить его над камином...