Найти тему

15 ДЕКАБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЧАЯ

Первая реклама чая в России была «зазывальной». «Зазывала» словом, шутками и прибаутками, а, порой, и хватанием за кафтан, старался затянуть покупателя в лавку. В роли зазывал выступали и владельцы лавок, и приказчики, и мальчики, помогавшие в лавках. Были и профессиональные зазывалы, чей труд неплохо оплачивался. Высокая конкуренция за покупателя не позволяла торговцам просто сидеть в лавке. В жару и мороз зазывалы искали новых клиентов. Но со временем реклама чая и сам чайный рынок в России стал меняться и становиться более гибким.
Чайный рынок второй половины XIX в. создавался, во многом, искусственно, за счёт агрессивной рекламы чая, его навязывания различным слоям населения. Создавалось представления о чае как об обязательном атрибуте достатка, неотъемлемом элементе высокого социального статуса. Приобретая очередной «императорский» чай простой человек мог ощутить себя чем-то большим, чем был в реальной жизни. Активизация рекламы в городах вообще и рекламы чая, в частности, начинается с 1870-х годов. Именно в этот период городская реклама чая начинает прочно входить в быт горожан и становиться частью обыденного окружающего пространства, важным элементом городской среды.
Реклама чая, к началу XX в. присутствовала уже во всех сферах быта. Она была в газетах, в виде плакатов (с последней четверти XIX в.), типографских изданий, предметов с фирменной символикой. Дореволюционные фирмы, торговавшие чаем и кофе, ценили своих постоянных клиентов. Многие фирмы выпускали ложки, совочки для сыпучих продуктов, подносы, стаканы и зеркала со своей рекламой. Такие вещи, как правило, не выбрасывались, а служили многим поколениям семей, передавались по наследству как семейные реликвии, и постоянно бросали в глаза потребителю название «правильной» фирмы.
Наиболее высокохудожественными рекламными изделиями, среди предметов из металла, были подносы. В настоящее время известно достаточно много рекламных подносов различных фирм торговавших чаем в России.
Одной из таких компаний, торгующих чаем, была компания «Высоцкий и К» (изначально - товарищество). Она была основана в России в середине XIX в. Являлась одной из крупнейших чаеторговых фирм. Компания находилась в Лубянско-Ильинских торговых помещениях в Москве. Основной деятельностью торгового дома, как явствует из названия, была оптовая торговля чаем. Основателем фирмы являлся Вульф Янкелевич Высоцкий, уроженец литовского города Жагаре. В конце 1840-х годов Высоцкий перебрался в Москву и начал работать у крупного чаеторговца Петра Боткина. Вскоре Высоцкий основал своё собственное дело. В 1881 году его чаеторговая компания была реорганизована в торговый дом «В. Высоцкий с сыном». В 1898 году она была переименована в товарищество «В. Высоцкий и К». Чай закупали в Китае, Индии, на островах Цейлон и Ява. Компания активно вела свою деятельность и за пределами России - в Германии, Франции, США, Канаде. После Октябрьской революции 1917 года компания была национализирована.
Поднос с рекламой чаеторгового товарищества «Высоцкий и К», представленный в зале мещанского быта Орловского краеведческого музея, был подарен музею жителем города Орла Костенко. Данный поднос был найден им в одном из домов, предназначенных под снос на ул. Комсомольской. Поднос полуовальной формы, из жести, штампованный. Контур (борт) узкий, немного отогнутый. Дно плоское. Донце украшено сюжетным цветным рисунком. Изображена традиционная сцена русского семейного чаепития: стол, покрытый белой скатертью, самовар на подносе, чайные приборы. За столом семья из шести человек во главе с хозяином дома. Хозяйка разливает чай. На заднем плане - деревья. Слева от сюжетного изображения помещена торговая марка в виде круга с рисунком и надписью «Торговая марка утвержд. Правит. В и К». В верхней части по центру рекламная надпись: « Чай т-ва чайной торговли», в нижней части: «В. Высоцкий и К. Москва».