После завершения Большой Пресс-конференции Президента Российской Федерации Владимира Путина мы попросили прокомментировать её известных россиян. Вот что нам ответил
Владимир Константинович МАМОНТОВ,
председатель Совета директоров газеты «Комсомольская правда», Генеральный директор радиостанции «Говорит Москва».
Большая пресс-конференция – не единственный формат, в котором Владимир Владимирович обращается не только ко всему нашему Союзному государству, но ко всему миру. И каждый формат по-своему уникален и важен. Первое – это Послание к Федеральному Собранию. Разве можно его отменить? Думаю, что нет. Это важный элемент государственной жизни, тут мы менять ничего не будем. И правильно сделаем: к подобным форматам следует относиться крайне бережно, поскольку он действительно судьбоносный. У Путина уж точно судьбоносный. Не раз бывали случаи, когда главную тему Послания не удавалось предугадать даже самым искушённым экспертам и аналитикам. Это основополагающая вещь, дающая нам ориентир, как мы будем жить дальше.
Следующий формат – Прямая линия с президентом. Это разговор с народом, тоже большое завоевание. Конечно, его можно заформализовать, заготовить удобные вопросы, спланировать эффектные ответы, но, думаю, делать это не стоит. И дело не только в том, что этим мы сразу нивелируем значение Прямой линии. Конечно, вопросы всё равно суммируются, с ними работают, отбирают наиболее типичные, интересующие основную часть населения. Возможно, какие-то острые темы при этом уходят, но думаю, если это и случается, то крайне редко. Скорее всего – нет. Обычно главная претензия к Прямой линии состоит в том, что не дело целому Президенту занимается вопросом о том, почему в какой-то деревне канаву не засыпали. Но, вы знаете, есть такие благонамерения, как обустроить жизнь в стране, на планете, во Вселенной, а есть реальная жизнь обычных людей. И настоящий «Царь-батюшка», именно потому и «батюшка», что для него проблемы этих людей должны быть и личными проблемами. И он должен лично дойти до этой канавы и лично врезать тому, кто эту канаву не закопал.
И, наконец, третий формат, Большая пресс-конференция.
Лично у меня последняя приступа большого энтузиазма не вызвала. Главным образом из-за того, что профессиональная журналистика сегодня испытывает серьёзный наплыв простонародного интернетного давления. Когда каждый сам себе журналист, каждый гениален, а тут появляется возможность заявить о себе на всю страну на фоне ажиотажа к президентской пресс-конференции. И такого на этой Пресс-конференции хватало. Журналисты, конечно, не обязаны всегда быть суперсерьёзными, застёгнутыми на все пуговицы. Вообще некоторая кажущаяся придурковатость, при условии умелого её использования, журналисту, задающему важнейшие вопросы не от себя, а от читателей, от народа, это не страшно. С одной стороны, это привлекает людей, но, с другой, сильно подрывает школу нормальной журналистики, серьёзной аналитики. Потому что простодушие и глупость – разные понятия. Но на этой пресс-конференции некоторые спрашивавшие их явно перепутали. Приходя на такое мероприятие нельзя быть настолько некомпетентными и откровенно купленными губернаторами и другими начальниками для продвижения своих, иногда корыстных, иногда – нет, интересов. Это, конечно, перебор. Хотя были там и большие, и серьёзные, и важные вопросы. Но черты потери лица в таких объёмах раньше проявлялись не так сильно. Хотя было и такое. Все помнят, наверное, историю с журналистом, выступавшим за вятский квас. Которому даже Владимир Владимирович сказал, что «вы, кажется, тоже с утра не только квасу хватили».
Но, если убрать эти неприятные штрихи, на Пресс-конференции, по моему мнению, затрагивался ряд важнейших вопросов, которые просто так не объедешь.
Первое – прозвучал очень откровенный и точный рассказ о том, как «Газпром» и вообще Россию делают виновными в европейском энергетическом кризисе. Когда, на самом деле просто перепродают купленный у России задёшево газ для того, чтобы заработать лишний миллиард долларов. За этим хорошо читается ощущение, что нам это уже здорово надоело. Некоторое время назад мы на Первом канале российского телевидения как раз обсуждали этот газовый конфликт с Европой, с Украиной и так далее. И я там сказал, что если для нас вся эта история с Украиной, с памятью о войне, с расширением НАТО на восток это подлинная, очень живая и задевающая за душу тема, то для Запада это некая полувиртуальная игра, в которой они и сами не понимают, до чего могут доиграться и куда она их может завести. Очень безответственная и нелепая игра которая даже нашим оппонентам уже многим надоела. Мне кажется, что мы тогда выразили общественное настроение, что надоели они уже все вот этим своим враньём бесконечным. И Путин сказал примерно то же. Мне кажется, что это хорошо, когда общественное настроение совпадает с настроением Президента. Это означает, что котёл уже перегрелся и готов «рвануть». А, чтобы не рвануло, его надо вскрывать. И он его вскрыл. История о том, что мы такие жадные, не поставляем этот несчастный газ и делаем его орудием политического давления, на самом деле просто попыткой выбить у нас ещё дешёвый газ с тем, чтобы перепродать его по более высокой цене в том числе и на ту же самую Украину. Которую они используют как раз для прямого давления и сдерживания России. Потому что плевать им на эту Украину и на украинцев, да пусть они хоть замёрзнут все, им главное – сдержать Россию. И оглашение на пресс-конференции истории, в которой мы совершенно ясно показали, где для нас проходят «красные линии», что для нас приемлемо, а что – нет, каких мы требуем гарантий безопасности, всё это было очень важным моментом.
Для меня на этой пресс-конференции было ещё несколько принципиально важных вещей. Я хорошо знаю Нобелевского лауреата Дмитрия Муратова, который, хоть сам в Манеже не был, но передал свой вопрос. Короткий, но с глубочайшим подтекстом: «А кто заказчик резонансных убийств журналистов?» Что мне было важно услышать? Ни нотки гнева в ответе Президента, из эмоций – разве что лёгкое сожаление о том, что приходится ещё раз об этом рассказывать. И совершенно правильный посыл, что если тебе что-то известно, например – о тех же заказчиках – так скажи!
Вообще, это была совсем не елейная пресс-конференция из заготовленных вопросов, там поднималось достаточно много малоприятных тем. Но Путин проходил их не на эмоциях, а отвечал чётко и по существу. Это очень важно в диалоге с нашей оппозицией. Так, прозвучал вопрос о пытках в уголовных исправительных учреждениях. И, надо же, в это же время мы узнаём, что именно эта тематика является главной в списках продвижении целого ряда британских спецслужб, финансирующих многие общественные организации на территории наших стран. Которым совершенно справедливо «светит» статус «иностранных агентов».
Действительно, есть в России реальная проблема, и мы от этого не отказываемся. А есть ещё желание третьих сил залезть в эту «болячку» и поковырять её посильнее, чтобы подольше не заживала. Когда-то Владимиру Высоцкому во Франции задали малоприятные вопросы о том, как у нас обстоят дела с правами человека, со свободой слова, с преследованием диссидентов, попытались его на эту тему попытать. На это Владимир Семёнович ответил очень важной и точной фразой. Он сказал: «У моей страны масса проблем. Но я не хочу обсуждать их с вами». То есть. хотите – поговорим о поэзии, о песнях, о конях привередливых, о киноролях. Но о проблемах в стране – нет, поскольку абсолютно ясно, что вопросы эти вами поднимаются совсем не с желанием помочь исправить ситуацию, а с прямо противоположной целью: вынести на свет как можно больше грязи и показать её всему миру. Так не помогают, так лишь стараются ослабить, унизить.
К сожалению, мне не удалось поучаствовать в пресс-конференции, но мне очень хотелось бы попросить Президента раскрыть смысл назначения нового посла в Беларуси. Но что-то мне подсказывает, что я получил бы лёгкую улыбку и ответ, что авторитет и значимость Бориса Грызлова полностью соответствуют важности, которую мы придаём дальнейшей белорусско-российской интеграции, нуждающейся в поддержке серьёзных политических тяжеловесов.
записал Валерий ЧУМАКОВ, Москва
© "Союзное государство", № 12, 2021
Фото: БелТА
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!