Самым ярким свидетельством приверженности Брейвика радикальному социал-дарвинизму служит его поддержка «репродуктивной генетики» – формы «позитивной» евгеники, позволяющей контролировать процесс человеческого развития для воспроизводства «более качественных» людей. Брейвик даже утверждал, что «нескончаемое общее стремление к научному развитию и совершенству должно стать критерием и сутью нашего существования» (выделено автором).15
Его защита «коммерциализации и поддержки государством и СМИ репродуктивной генетики нордического генотипа» напоминает программу «Лебенсборн», когда нацисты пытались вывести совершенных арийцев.16 В частности, норвежец поддерживает создание «крупных учреждений суррогатного материнства в качестве вторичного способа воспроизведения потомства в странах с низкой рождаемостью. Доноры яйцеклеток и спермы должны быть исключительно нордического генотипа».17 Как поясняет Брейвик, нацисты преследовали правильные социал-дарвинистские цели, но, к сожалению, они «... дискредитировали "евгенику", совместив ее с научным расизмом и массовым уничтожением. Однако стремление к биологическому совершенству, как и прежде, вполне логично... Главное, чтобы такая возможность была у всех. По крайней мере, нужно начать с того, чтобы закрепить это на законодательном уровне (стимулировать добровольную репродуктивную генетику или частную репродуктивную генетику). Мы должны легализовать репродуктивные технологии, которые позволят родителям производить потомство с улучшенными биологическими свойствами (репродуктивная генетика). Улучшение биологических свойств должно быть оставлено на усмотрение родителей. Их основным мотивом будет желание дать лучшее детям и добиться их превосходства среди остальных».18
Брейвик сожалеет, что из-за нацистов, которые злоупотребляли евгеникой, ее трудно применять в наши дни: «Мы все помним ужасы второй мировой войны, когда японская империя совершала зверства, устраивая массовые убийства китайцев и используя их в качестве материала для опытов... Нацистская Германия и другие страны, хотя и в меньшей степени, делали то же самое... К сожалению, ужасы второй мировой войны дискредитировали все последующие исследования и достижения репродуктивной генетики, а также идею улучшения биологии человека путем удаления неблагоприятных наследственных факторов. Тем не менее, сегодня на Западе прерывают беременность, если выясняется, что плод имеет синдром Дауна, тяжелые уродства (лишние конечности, их отсутствие) или другие серьезные физические недостатки, например, карликовость».19 Несмотря на это, он считает необходимым «затронуть эту тему, хотя в условиях сегодняшней марксисткой культуры это практически равнозначно политическому самоубийству. Яростных сторонников такой точки зрения часто связывают с расистской или нацистской идеологией. Поэтому, очень важно представить ее с антирасистских и антифашистских позиций».18
Отметив социальную стигматизацию евгеники, Брейвик пишет, что сегодня, к сожалению, обсуждать евгенику и репродуктивную генетику считается «крайне политически некорректно» из-за «программ негативной евгеники нацистской Германии», в частности «стерилизации и опытов над людьми... Приблизительно до 1972 года цыган во многих европейских странах считали «низшими существами» и насильно стерилизовали их для предотвращения их размножения. По этим и иным причинам эти программы называют сегодня "негативной евгеникой"».20
Брейвик делает вывод: «необходимо преодолеть этот запрет как можно скорее, поскольку подсчитано, что нордическая раса полностью исчезнет уже через 200 лет. Это происходит главным образом из-за смешанных браков между представителями нордической и других рас. Доктрины мультикультурализма ускоряют этот «процесс опосредованного уничтожения» во многих странах Западной Европы, так что исчезновение может произойти раньше. К примеру, норвежское правительство культурных марксистов создало обширную сеть лагерей беженцев по всей стране (в традиционно изолированных мелких городах и селах), что существенно ускорит этот процесс. Северные генотипы могут исчезнуть через 200 лет, но против этого не предпринимается никаких мер, поскольку это считается "политически некорректным"».16
Брейвик добавляет, что самый эффективный способ это предотвратить – «начать реализацию программ негативной евгеники в сочетании с этнической сегрегацией, следуя в некоторых случаях примеру Третьего рейха. Сегрегация скандинавских и нескандинавских генотипов в данный момент почти невозможна даже при военном и политическом карт-бланше. Даже в Норвегии и Швеции число лиц с северным генотипом ежегодно резко уменьшается вследствие программы открытых границ ЕС, массовой азиатской и африканской иммиграции и значительно более высокой рождаемости у азиатов и африканцев (особенно у мусульман)».16
В качестве своего собственного решения проблемы, которое «кажется единственным для современного мира», Брейвик предложил «осуществить коммерческое внедрение программ позитивной репродуктивной генетики на государственном уровне. Разумеется, это невозможно поскольку... на любого, кто предложит такую программу, сразу же навешивается ярлык нациста и расиста, что ставит крест на его карьере (подрыв репутации). Ни один западный политик стран сегодняшнего ЕСССР/ ССРСША на это не решится».21
Тем не менее, Брейвик прогнозирует, что сторонники репродуктивной генетики «захватят власть через 30-70 лет». И тогда нужно будет не повторять ошибок прошлого. Мы должны отвергнуть негативную евгенику и вместо этого сосредоточиться на позитивной евгенике или так называемой репродуктивной генетике. Политически корректные скажут: «Ну и что, если светловолосые люди с голубыми глазами исчезнут? Все равно в будущем все мы будем темнокожими". Ошибаетесь... Мы не намерены допустить... косвенного уничтожения коренных народов Европы. Говорящие так, наверняка, поддерживают... сохранение редких видов в животном мире и т.п. и потому ведут себя лицемерно».17
Рис. 2.Обложка манифеста Брейвика. Манифест, обосновывающий принципами евгеники необходимость нового правительства в Норвегии, содержит сотни ссылок на дарвинистов.
Брейвик одержим идеей сохранения «нордической расы», которая, по его мнению, обладает «редкими особенностями, приобретенными более чем за 1 миллион лет эволюционного процесса».22 Брейвика серьезно волнует то, что из-за современного попустительства «смешению рас», люди нордического происхождения начинают поступать «неестественно» и разрушают то, что создавалось в течение миллиона лет эволюции. Этот вывод перекликается с идеями ведущих дарвинистов-евгенистов начала двадцатого века, в том числе Мэдисона Гранта (Madison Grant), которого Брейвик часто цитирует в своем манифесте (рис. 2).23
В своей книге «Закат великой расы» (1918 г.) Мэдисон Грант (см. ниже) отверг идеал американского «плавильного котла», потому что тогда неизбежны межрасовые браки, а это, по мнению автора (как и по мнению нацистов), вело к вырождению «высшей» расы. Грант писал: «В конечном итоге, в результате смешения двух рас получится раса, деградирующая в более старый, обобщенный и низший тип».24 Грант считал, что представители нордической расы по своей природе были «правителями, организаторами и аристократами» и ее вырождение вызывало у него особое беспокойство. На страницах 11, 27, 33, 88, 95, 105, 121, 135, 152, 228 и 234 своего издания 1918 года автор отмечает важную роль эволюции в его теории.
Ученик дарвинистов
На призыв к революции евгеники Брейвика вдохновили не его собственные мысли, а идеи известных последователей Дарвина в прошлом и настоящем. Его увлечение социальным дарвинизмом в том числе толкнуло Брейвика на совершение массового убийства.
Хотя сегодня ученые открещиваются от расистских идей Мэдисона Гранта, нужно заметить, что он в свое время пользовался большим уважением среди американских ученых. К его многочисленным почетным званиям относится членство в общественной организации при престижном Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, председательство в Нью-Йоркском зоологическом обществе и членство в совете Американского географического общества. Некоторые его статей публиковались в журнале National Geographic. Книга Гранта «Закат великой расы» выдержала множество изданий, каждое из которых сопровождалось хвалебным предисловием эволюциониста из Колумбийского университета, зоолога Генри Ф. Осборна (Henry Fairfield Osborn), который был президентом общественной организации при Американском музее естественной истории с 1908 по 1933 год.25
Многие опасения Гранта по поводу вреда от смешения рас подтверждали ведущие биологи-эволюционисты той эпохи, в том числе гарвардский профессор Эдвард Ист (Edward East) и руководитель научно-исследовательской лаборатории в Колд Спринг Харбор Чарльз Девенпорт (Charles Davenport). Оба были членами элитной Национальной академии наук, а Девенпорт заложил основание для евгенетики. Грант, Ист и Девенпорт служат примером того, как господствующие теории прошлого могут оказывать свое пагубное влияние на настоящее.
Репродуктивная генетика и профессор Ли Сильвер
Предложение Брейвика относительно «репродуктивной генетики» основывается на идеях Ли Сильвера (Lee Silver) – авторитетного в наши дни биолога-эволюциониста, профессора Принстонского университета и члена Американской ассоциации содействия развитию науки. Именно Сильвер ввел термин «репродуктивная генетика» в своей книге «Переделывая Эдем: клонирование и не только в дивном новом мире» (1997 год), цитаты из которой часто встречаются в манифесте Брейвика.26
Репродуктивная генетика объединяет в себе репродуктивные и генетические технологии, которые по прогнозам Сильвера станут дешевле, доступней и мощнее.
Репродуктивная генетика подразумевает практическое применение последних достижений в области генетики, в том числе техническое совершенствование интерпретации воздействия отдельных ДНК на морфологию, возможность сбора большого количества эмбрионов у взрослых женщин и прогресс в динамическом увеличении текущих показателей успешного введения эмбрионов в суррогатных матерей. Цель Сильвера – предоставить родителям возможность выбирать генетические характеристики своего потомства, что, по его мнению, приведет к значительным социальным переменам, в том числе сокращению генетических заболеваний и выведению сверхлюдей. Евгеника – «наука» улучшения генофонда – обрела дурную репутацию из-за жестокости ее сторонников в XX веке. От репродуктивной генетики евгенику отличает главным образом то, что программы последней принудительно развертываются тоталитарным правительством в попытке достичь идеалистической, утопической цели, например, – создать общество людей с высоким уровнем интеллекта. В отличие от Брейвика Сильвер не пропагандирует использование генетики для сохранения «нордической расы», но, тем не менее, утверждает, что репродуктивная генетика позволит вывести суперчеловека, поскольку она дает возможность людям контролировать свое развитие. Сильвера беспокоит, что массовая генная инженерия может привести к разделению на тех, кто может позволить себе улучшить гены и тех, кто не может. Однако в большей части своей книги он пытается опровергнуть главные в его понимании возражения против своей неоевгеники. В прологе Сильвер исследует «этические доводы против использования этой технологии. В большинстве случаев я объясняю эти возражения сознательным или подсознательным страхом вторгнуться в «Божьи владения». Я докажу, что почти все возражения биоэтиков и прочих не заслуживают доверия».27
В главе «Селекционный ребенок» Сильвер вторит евгеникам прошлого столетия. Автор утверждает, что современная технология даем нам власть направлять собственное развитие и мы должны взять эту власть в свои руки. По его мнению, «эгоистичные гены действительно контролируют все другие формы жизни, но в случае с людьми господин и раб поменялись местами. Теперь человек имеет право не только контролировать, но и создавать для себя новые гены».28
«Почему бы не начать контролировать то, чем раньше руководила случайность?», – добавляет автор. Мощное влияние общества и окружающей обстановки, а также воздействие таких сильных лекарственных препаратов как «Риталин» и «Прозак» позволяют нам контролировать все другие аспекты жизни и личности наших детей. «На каком основании мы можем отвергать положительное генетическое влияние на само существо человека, если мы соглашаемся с тем, что родители имеют право стремиться к благу своих детей во всех других областях?»2
В эпилоге Сильвер предлагает такое утопическое видение управляемого разумом будущего, которому позавидовали бы даже евгенисты прошлого. Описывая гипотетическую историю репродуктивной генетики будущего, Сильвер подробно описывает, как с помощью генной инженерии люди превратились в богоподобных существ. «Переломным в развитии жизни во вселенной» стал момент, «когда созрело первое поколение людей с расширенными познавательными способностями». Это поколение «произвело из своей среды ученых, которые намного превосходили гениев предыдущих эпох. Эти ученые совершили гигантские шаги вперед в своем понимании человеческого разума. Они создали более развитые технологии репродуктивной генетики, которые они затем использовали для еще большего увеличения познавательной способности людей следующего поколения».29
Таким образом, каждое новое поколения будет переживать новый огромный скачок в своем развитии, приходит к выводу Сильвер. Он заключает, что, хотя «считалось, что умственные способности и технические усовершенствования имеют свои пределы, благодаря развитию интеллекта, знаний и технологии, все они были преодолены один за другим. Теперь в далеком будущем достигнута особая стадия развития. В новой эпохе появилась особая группа мыслящих существ. Хотя эти существа произошли непосредственно от «гомо сапиенс», они настолько же отличаются от них, насколько люди отличаются от простейших червей, у которых был крохотный мозг и которые ползали когда-то по Земле».26
Свои эволюционно-евгенистические цели он обосновывает тем, что «потребовалось около 600 миллионов лет, чтобы червь развился в человека. А чтобы люди самостоятельно развились в мыслящих существ, которые живут теперь, потребовалось гораздо меньше времени. Трудно подобрать слова, чтобы описать расширенные возможности этих особых людей. Слово «умные» недостаточно описывает их познавательные способности. Слово «ученые» недостаточно отражает глубину их понимания вселенной и собственного сознания. Слово «могущественные» недостаточно описывает их контроль над технологиями, формирующими вселенную, в которой они живут».26
Профессор Сильвер был не только идейным вдохновителем Брейвика с его наводящими ужас требованиями новой евгеники. Брейвик полностью принял программу репродуктивной генетики Сильвера и его научный утопизм, подтвердив на практике, что идеи действительно имеют последствия.
Самым ярким свидетельством приверженности Брейвика радикальному социал-дарвинизму служит его поддержка «репродуктивной генетики» – формы «позитивной» евгеники, позволяющей контролировать процесс человеческого развития для воспроизводства «более качественных» людей. Брейвик даже утверждал, что «нескончаемое общее стремление к научному развитию и совершенству должно стать критерием и сутью нашего существования» (выделено автором).15
Его защита «коммерциализации и поддержки государством и СМИ репродуктивной генетики нордического генотипа» напоминает программу «Лебенсборн», когда нацисты пытались вывести совершенных арийцев.16 В частности, норвежец поддерживает создание «крупных учреждений суррогатного материнства в качестве вторичного способа воспроизведения потомства в странах с низкой рождаемостью. Доноры яйцеклеток и спермы должны быть исключительно нордического генотипа».17 Как поясняет Брейвик, нацисты преследовали правильные социал-дарвинистские цели, но, к сожалению, они «... диск