В середине января получаю водительские права. Достижение. В 31 год. Счастлив. Ставлю пластиковую карточку перед собой на стол и несколько дней горжусь.
Теперь надо обязательно купить машину: надо и продолжать учиться водить и заодно показать друзьям и родственникам свою состоятельность. В прежней сфере, в которой раньше работал, я уже работать по некоторым причинам не мог, а собственное авто могло открыть мне новое: профессию водителя, таксиста или доставщика. А может быть я и вовсе смогу устроиться на работу в другой город и наличие авто позволит мне туда без проблем добираться.
С этой мыслью о своем новом будущем свободного водителя без начальников и стрессов, покусившись на рекламу одного зелёного банка, еду и беру кредит на 100к., даже без каких-либо справок о доходах.
Кредит, так вышло, в связи с болезнью родственника немного исхудал и от него осталось уже порядка 60к.
В моем городе численностью 150к машины за 50-60 тысяч были только копейки и семёрки, как обычно, по словам перекупов, в отличном состоянии.
Ничего про внутреннее устройство автомобилей я на тот момент не знал. Отзывы о Вазах были практически одинаковы: придется постоянно вкладывать и вкладывать в ремонт авто, варить гнилое дно. Были как хейтеры, так и почитатели.
Собственно, мне казалось, что купив машину за 40 тысяч, я вложу в нее ещё максимум тысяч пять на ремонт и обслуживание и буду ездить вообще не зная проблем. О предстоящих тратах на регистрацию, страховку и т.д. я понимал. Но я, завсегдатай интернета, совершенно не представлял что такое владение собственным авто и каких вложений оно будет по факту постоянно требовать, если оно далеко уже не новое. Родственников, которые могли бы меня раньше просветить об автомобилях и всех нюансах владения у меня не было.
Посмотрев Авито, нашел, казалось бы, отличную альтернативу Жигули, которые мне не нравились ещё с детства. Это был Ваз Ока. Маленькие габариты. Юркий. Короткая база. Две двери. Выглядит как мелкий японский Кей-кар Дайхатсу. В отечественной переработке. А продавцы в объявлениях нахваливали ее за управляемость, возможность втыкнуться в любом месте на парковку в центре города. К остальным бонусам также относились небольшой транспортный налог на 33 лошадки, низкая плата за страховку и малый расход топлива. Привлекло ещё и то, что машинка как бы и для эгоиста: родственников на дальнее расстояние не повезешь. Почитал лишь статьи о ней. Похвала сочеталась вперемешку с указаниями всех ее обидных прозвищей. Брелок от КАМАЗа, окурок, табуретка на колесах лишь самые безобидные из большого списка. Но для меня её плюсы превышали минусы, а тем более мне казалось, что нарекание неприятными словами так и останутся лишь шутками в интернете.
Середина февраля. Надо же машину брать. А то родственники не поймут: права получил - машины нет. Первый опыт владения. И вот одна окушка на Авито попала в поле зрения, но только находилась в городке в 80 км от моего, с номерами другого региона. Там поблизости много сел и эти окушки были распространены как антилопы в степях Африки:) Еще сработало убеждение, что тут в городе местные свои обманут, а "на том берегу и люди лучше и трава зеленее". Ну и машины лучше. Ведь все туда едут за ними (не так далеко миллионик). Кого-то, кто мог бы мне что-то посоветовать с покупкой авто, у меня не было. Все только по своему решению. А сам я достаточно наивен, легкомысленный, наивный и импульсивный.
Позвонил, пообщался с продавцом. Тот сказал, что по техническому состоянию все с машинкой отлично. Но на следующий день он ее продал своим местным, живущим в частном секторе буквально в нескольких домах от его. Предложил мне тут же другую. И снова по техническому состоянию все отлично... Я же на радостях, что скоро куплю авто, даже ответил, что понимаю, авто б/у и конечно придется немного вложить в ремонт. Ну тогда в моем понимании было это "что-то вложить" тысяч 5 рублей, не больше.
Поехал смотреть и покупать. Это был перекуп. Ездит по селам и по какой-то своей видимо личной любви к данным машинкам, покупает и приводит в красивый вид только их. Ну в ту, что он предлагал за 42к, с торгом до 40к он ничего, судя по всему, и не вложил, купив ее за 30. Обычная цена на свеже окрашенную Оку и в хорошем состоянии была 60к.
Продавец парень лет 30. Распологающий, но приглянулось, что глаза прятал под солнечными очками и даже не снимал их при общении. Как будто неосознанно боялся смотреть в глаза покупателю. Начинаю внешний осмотр авто. Капот спереди с дырками от мухобойки, и сам он весь какой-то облезло матовый. Все остальные части кузова синие в нормальной краске. Водительская дверь была замята у стыка с крылом. Крыло со следами замятия. Пороги обработаны антигравием. Две латки под ногами сидящих на передних сидениях. Особой ржи не было. По электрике проверили - всё светилось и моргало. Открыли капот, показывал как качать бензонасос, как использовать подсос. Спрашивал, понимаю ли я в авто и есть ли, кто сможет мне помочь в ремонте, если что. Потом прокатились. Сначала он, потом я. Ехала плавно. Хорошо переключались передачи. Заметил, что одно колесо сзади лысое. Продавец уверил, что мол сменишь на запаску, когда будешь ставить на учёт, а потом вернёшь обратно - никто больше не придерется. Позже я заметил, что и заднее колесо имело и другой рисунок протектора. Больше внимания на колеса не обращал. По факту же колеса у машины были в ужасно изношенном состоянии. Обидно, что тот экземпляр, что ушел его соседу днём ранее, был и с хорошим окрасом, большими зеркалами, новым аккумулятором и главное, резиной в состоянии новой. И всего на 5 тысяч дороже этой - за 45.
Чего-то я напрягся. Приехал, потратил на проезд, но ощущение какое-то внутри тягостное - машина очень напоминает внешне убитый хлам. Ничего по цвету выхлопа, цвету масла или состояния ходовой я конечно же не проверял. Нормально же едет и продавец вежлив, что ещё надо? Да и внешний вид мне был не столь важен. Как и отсутствие музыки. Я же буду учиться ездить - ни к чему мне эти излишки!
Попросил скидку в 2 тысячи на новое колесо - продавец категорично отказался. С первоначальной цены в 42к он снизил до 40 ещё при звонке, а меньше при осмотре - нивникакую. Ну я подумал, что раз он так уверен в авто, значит хорошее авто. Ну я ошибался. Во всем. На вопрос, на что же мне все-таки, по его мнению надо будет обратить внимание, тот сказал что в будущем желательно надо перебрать рулевую рейку, и все. Далее он показал мне ПТС, а там написано - дубликат. Я сразу - написано в объявлении было, что 3 владельца, а тут в дубликате для меня остаётся предпоследнее место. Так и не понял сколько их было, от 6 до 9 в общем. Снова утаил факты. Вернее подменил на более хорошие для продажи. Даже год производства машины указал 2002, по факту был 2000. Потом показал мне стс и птс на другого человека. Тут стало понятно, о чем я не спросил сразу до поездки - это перекуп. Ну думаю, общается вежливо, все рассказывает, ничего не скрывает, машина едет, не дёргается. Ну думаю, ну подрабатывает парень. Да ещё же и сказал, что иногда сам на ней в соседнее село километров по 70 в каждую сторону ездит - значит знает что продает. А насчёт колес сказал, что шиномонтаж для починки шины будет недорого и колеса в хорошем состоянии я тоже смогу найти занедорого. А общем навешал мне лапши на уши.