Habbert, R., & Schroeder, J. (2020). To build efficacy, eat the frog first: People misunderstand how the difficulty-ordering of tasks influences efficacy. Journal of Experimental Social Psychology, 91, 104032.
doi:10.1016/j.jesp.2020.104032
Люди постоянно сталкиваются с необходимостью выбирать, в какой последовательности расположить актуальные задачи. Это относится и к школьнику, который решает с какого предмета начать выполнять домашнее задание, и к офисному работнику, которому необходимо определить, написать ли сначала отчет или разослать письма по электронной почте. На этот случай в английском языке существует выражение “eat the frog” (съешь лягушку), означающее, что лучше в первую очередь выполнять сложные задачи. Авторы статьи решили экспериментально проверить, насколько эта довольно распространенная фраза соответствует реальности.
В статье приводится две основные гипотезы. Первая связана с тем, что распределение задач от сложных к легким действительно повышает эффективность работы. Вторая гипотеза описывает то, что большинство людей будет выбирать обратный порядок, то есть предпочтёт начинать с простых дел.
Данные предположения проверялись в ходе 2 типов экспериментов. Первые были направлены на изучение ожидаемой эффективности. Участников просили находить слова и аналогии. Задания были заранее отобраны и в ходе предварительных экспериментов поделены на легкие, средние и сложные. Испытуемым необходимо было сказать, в каком порядке стоит выполнять данные задачи, чтобы получить наиболее высокие результаты. Второй тип экспериментов проверял фактическую эффективность. Испытуемым предоставлялись те же задания, но теперь они действительно должны были их выполнить в определенном порядке.
Обе гипотезы подтвердились. Ранжирование задач от сложных к простым действительно повышает эффективность и самоэффективность (вера в действенность своих усилий, ожидание успешности от их осуществления), хоть это и кажется контринтуитивным. Также люди предпочитают оставлять трудные дела на потом. Для объяснения причин такого распределения был проведен ещё один эксперимент, который показал, что участники ярче представляют начало деятельности и хуже моделируют её окончание. Это мешает людям увидеть положительный эффект от приложения больших усилий в начале и использования меньших ресурсов для простых задач в конце.
Авторы не ограничиваются таким объяснением предпочитаемого большинством распределения задач. Ссылаясь на предыдущие исследования, они приводят другие возможные причины. Во-первых, так как многие вещи соответствуют привычному порядку, например, изучение математики начинается с простых понятий и постепенно усложняется, то и люди склонны расставлять задачи в порядке возрастания их трудности. Во-вторых, значимым фактором является прокрастинация (откладывание дел на потом), а конкретно несколько её причин: сложные неприятные задачами и страх неудачи. Кроме того, увеличению прокрастинации способствует наличие более легких и приятных альтернатив.
Важно упомянуть противоположные случаи, когда люди стремятся как можно скорее выполнить сложное задание, подобное желание быстрее приступить к выполнению обозначается термином прекрастинация. Более ранние исследования говорят, что такое поведение мотивировано избеганием страха перед трудными задачами, стремлением усилить предвкушение перед более приятным поручением или потребностью использования своих когнитивных ресурсов. Подобные цели мало связаны с повышением эффективности, поэтому не рассматриваются в данном исследовании.