Наверное любой гражданин, кто тесно связан с силовыми структурами со своими строгими правилами будет сильно удивлен, если к нему обратятся в тоне, который совсем не соответствует его статусу. А если так сделает руководство или высшие чины, то тогда здесь следует быть вообще осторожным в ходе такого общения. Можно представить, если вдруг руководитель серьезной организации обратиться к своим подчиненным в панибратском тоне. И большинство наверное его поймут, что он немного не в себе или хочет сообщить им неприятную новость. Например, объявит о банкротстве. И конечно после такого начала разговора, все присутствующие люди будут слушать только его (оратора).
Об этом ораторском приеме хорошо знал и Юлий Цезарь, который его применил в блестящем стиле в 47 году до н.э. Император только, что вернулся из военного похода с азиатской территории, где были разбиты войска Фарнака Второго. Это была очень «быстрая» война, где победу одержали римляне. Тогда Цезарь и применил всеми известную фразу - пришел, увидел, победил. Он собирался вновь в завоевательный поход, но уже на север Африки, где царь Юба и Метелл Сципион собирали армию. В нее активно вступали граждане Помпеи и другие наемники. Чтобы она не пришла в полную боеготовность, Юлий торопился выступить, чтобы застать противника врасплох. Но, у римлян возникли некоторые неприятности, которые не дали своевременно пойди в военный поход.
Восстали легионеры, которые требовали, чтобы с ними рассчитались в полном объеме и выдали им заслуженные награды. Кроме этого они были сильно возмущены постоянным удлинением срока воинской повинности. Дезертирами они не хотели быть, так как в этом случае их ждала бы позорная и незамедлительная казнь. Также после такой смерти, воины не могли получить земельные наделы, которые им пообещал предоставить сенат В риме, как ветеранам боевых походов. Землю можно получить было только после окончания военной кампании, но она растянулась довольно на длительное время и солдатам надоело «вечно» ждать данного вознаграждения.
Бунтовщики собрались на Марсовом поле и ждали появления самого императора в лице Юлия Цезаря, а не его министров и сенаторов. После гибели его постоянного соперника, Гнея Помпея Магна, глава римского государства стал самым значимым политическим лицом. Тем более, он обладал такими качествами, как справедливостью и внимательностью ко всем солдатам своей армии. Легионеры заставили уйти своих командиров из расположения частей. Они не стали их убивать и учинять другие беспорядки.
Бунтовщики в организованном порядке собрались на священном месте, которое было названо в честь бога войны - Марсовом поле. Но, это им не помешало взять с собой оружие. Они ждали разговора с Цезарем. Если что-то их сейчас не устроит, то они могут даже убить императора и нанести огромные беспорядки на всей римской территории. Буквально несколько минут назад, они чуть не лишили жизней Корнелия Суллу и Саллюстия - уважаемых граждан империи. Два сенатора уже были убиты, когда попробовали заключить сделку с восставшими легионерами. Юлий понимал всю суть происходящего и пошел на переговоры один, без всякой охраны. Он знал, что в случае опасности она все равно его не спасет от гибели. Он встал за трибуной и произнес только несколько слов: «Вы свободны, граждане».
Очень важным словом в произнесенной фразе было «граждане». Оно давало понять всем присутствующим на поле солдатам, что они теперь стали гражданскими людьми и могут заслуженно отдыхать от войн и походов. Наверное многим показалось обидным, что их уже заранее списали с военной службы. Но, ничего не поделаешь. Они сами захотели этого. Какие теперь могут быть претензии?
Император продолжил свою речь, где говорил о том, что все обещанные награды они получат, как только он вернется с африканского похода и будет отмечать свой триумф с другими воинами. Эти слова стали еще более обидными, чем первая фраза. Бунтовщики знали, что Цезарь собирается на войну, а это опять победа и богатые трофеи. Те, кто будет в Африке с ним получат все: славу и военную добычу. А они остаются в сторонке, если сейчас не договорятся с командующим. Восставшие солдаты недовольно зароптали, но уже по другому поводу: «Их не брали на войну!». теперь они кричали другие лозунги: «Мы хотим с тобой! Не гони нас, возьми в поход! Мы будем с честью воевать и не подведем тебя, Цезарь!». Император сделал колеблющий вид, но все равно простил бунтовщиков. Они пошли с ним войной на Африку и вернулись оттуда с триумфом и получили все, что им причиталось.