Как написать бестселлер? Этот секрет раскрыл Джон Маррс. Каждая книга, которую публикует этот британец, мгновенно попадает в списки самых продаваемых. Почему? Давайте попробуем понять, что хотят читать наши современники.
Самыми востребованными жанрами сегодня считаются любовные романы, детективы и фантастика. Список неизменен на протяжении многих лет. Однако далеко не каждое произведение о любви, преступлении, полете в космос или путешествии в иной мир становится хитом. Многие так и пылятся на полках магазинов, превращаясь в огромное разочарование для своих создателей. Дело в том, что мало выбрать правильное литературное направление и, следуя его канонам, выдать какой-то сюжет. Нужно, не утратив основных жанровых черт, поднять актуальную проблему, которая волнует и будоражит умы. В этом-то и поднаторел Джон Маррс, сумевший понять, что хочет и ждет от своего кумира читатель.
Взять хотя бы книгу "Пассажиры". В ней граница реальности и научной фантастики размыта. Люди, города, ментальность общества - все настоящее, правдоподобное, описанное с высокой степенью детализации. Но автор не ставил перед собой цель написать реалистичную драму. Потому он перенесся на несколько лет вперед и показал, что может случиться, если один из проектов, активно разрабатываемых в наши дни, вдруг реализуется. Маррс обратил свое внимание на искусственный интеллект и самоуправляемые автомобили. Эта идея востребована и многим по душе. Кажется, что воплотив ее, мы одним махом решим множество проблем, в том числе уберем вредные выбросы в атмосферу и снизим риски ДТП на дорогах. Нужно лишь, чтобы человек больше не был у руля, а его место заняла программа, лишенная эмоций. Но как же быть с морально-этическими дилеммами, о которых уже сегодня начинают говорить? Как заставить ИИ действовать согласно требованиям нравственности, если он по определению лишен человечности и думает, если так можно выразиться, исключительно рационально?
Джон Маррс сбил спесь с тех, кто гонится за прогрессом ради прогресса и не оглядывается на гипотетические последствия. Он разрушил иллюзии тех, кто верит машинам больше, чем людям. Через свой сюжет писатель показал слабость и несовершенство существующей системы общественного и государственного устройства, что само по себе служит благодатной почвой для произрастания будущих катастроф. Ошибки возможны уже на этапах программирования и введения в эксплуатацию искусственного интеллекта. С течением времени они неизбежно будут множиться с попустительства личностей, заинтересованных в собственной выгоде, увлеченных некими антиутопическими идеями или попросту безалаберных. Рассуждая таким образом, Джон Маррс заварил остросюжетную кашу, от которой мозг буквально вскипает. Но как он оформил свои мысли?
Англия полностью перешла на самоуправляемые автомобили, причем, как водится, в добровольно-принудительном порядке. Населению обещали, что никто не сможет взломать ИИ и навредить пассажирам. С экранов говорили, что машина будет принимать только верные решения, что позволит минимизировать количество жертв на дорогах. Но это теория. А вот реальность. Восемь автомобилей захвачены Хакером. Через два с половиной часа они столкнутся. Изображения с камер из салонов транслируются в прямо эфире через Интернет и по ТВ. Зрителям предлагается проголосовать. От их решения и голосов членов специальной комиссии по разбору ДТП будет зависеть, кто избежит общей участи. Повезет лишь одному. Это может быть пожилой ветеран, стареющая актриса, молодая беременная женщина, кто-то из семейной пары, едущей в разных автомобилях, айтишник, хотевший покончить с собой, нелегалка из Сомали или жена, удравшая от мужа, схваченного за торговлю людьми.
Сама тема цепляет внимание и параллельно затрагивает вопросы, казалось бы, с ней напрямую несвязанные: семейные ценности, судьбы ветеранов, расизм, эмиграцию, преступления против совести, значимость человека для общества и многое другое. Достоверность происходящего ошеломляет. На этом тревожном, волнующем фоне развиваются остросюжетные события и раскрываются тайны героев. Причем это происходит не сразу. Сперва автор говорит о них, как сторонний наблюдатель. Потом предоставляет короткую официальную информацию. Далее позволяет каждому представиться, показав свои лучшие стороны. А следом вываливает на читателей "грязное белье" этих незнакомцев, приписав каждому какое-то преступление. Однако, это не конец. Чтобы разобраться, что истина, а что иллюзия, придется заглянуть в разум вовлеченных людей и понять, о чем они думают, как чувствуют, почему совершили поступки, поставленные им в вину, и совершили ли.
Казалось бы, чтобы книга стала успешной, этого достаточно. Но писатель не останавливается. Он хочет показать не людские слабости, а гнилые места в системе. Он рассказывает, что порождает монстров и кто ими в действительности является. Коррупция, алчность, жажда власти, обман, лицемерие - вот пороки, которые подчеркивает Джон Маррс. И все они терзают как простых смертных, потенциальных пассажиров, так и тех, кто принудил их бросить руль и пересесть в беспилотники.
Василий Шукшин призывал "макать свое перо в правду". Но большинство современных писателей забыли это напутствие или даже никогда о нем не слышали. Они предаются фантазиям и слагают новые сказки. Это проигрышный путь, который никогда не избирают авторы бестселлеров. Примером тому служит Джон Маррс. Он пишет фантастику, но строит свои сюжеты на мощном фундаменте проблем уже существующей реальности и тех идей, что активно продвигаются в обществе, науке и политике. Именно этого разговора о злободневном, но одетом в цветастые одежки остросюжетного жанра, в конечном итоге, желают современные читатели.
Ну что, ждём экранизацию? Хотели бы посмотреть такой фильм? А не кажется ли вам, что подобный сюжет где-то уже был? Пишите комментарии!
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь, ставите лайки и делаете репосты.
Желаю читателям счастья и здоровья!
Читайте также:,
Почему роман Джона Маррса "Tne one. Единственный" стал бестселлером