Найти тему
Воеводин Антон

Упоминается ли Христос в Талмуде

Раввин наряжал ёлочку и ждал гостей на Рождество, неважно по какому календарю – его вполне устраивало и армянское Рождество, хоть в нём не было и ни капли армянской крови, но он знал, что на Востоке эта дата (6 января) была древнее 25 декабря, а еще знал, что армяне недурно так играют на гитаре… для ребе этого было достаточно, чтобы соединить бокалы. На столе дедушку ждало его любимое блюдо: сало с мраморной прослойкой – нежное как новогодний маршмеллоу, бежевый как утренний какао чеснок, адыгейский сыр и бородинский хлебушек; в бокале из чехословацкого хрусталя искрился рассол из-под оливок ITLV – именно этим напитком очень вкусно запивать подобные бутерброды. Настроение одним словом было праздничным. Зазвонил телефон. «Дед мороз!» подумал Борис Аркадьевич и сразу поднял трубку видеосвязи. – мы ведь все верим в чудеса… по любому календарю. Но это был не мороз и даже не дед – а ведущий православного телеканала «Атас» Аркадий Динозавров; он, впрочем, на динозавра похож не был, что было печально, ведь Борис Аркадиевич очень любил рептилий.

-Добрый вечер, ребе! – будто скомандовал ведущий. – Вы в прямом эфире

-Да.

-Мы – продолжал Аркадий – снимаем передачу «Христос в мировой культуре». Хотим у Вас спросить, упоминается ли [ведущий сделал фельдфебельское ударение на слове «упоминается»] – упоминается ли Иисус в Талмуде? Я представлю Вам вашего оппонента в дискурсе [он не оговорился] – знакомьтесь – иеромонах Николай (Донин). Евлогите, геронда – произнес человек в телевизоре

- О Кириос – отозвался иеромонах

Борис, было, не совсем и понял с кем, в конце концов, идет диалог с ним или со священником, но рассудив, что раз ему позвонили, значит, он не телезритель (тем более, что такой телеканал он никогда не смотрел) – раввин отвел «Иисус в Талмуде не упоминается ни разу!».
Здесь Борис увидел явную радость на лице своего оппонента: такая бывает когда твой противник ходит е2 е4 и ты радуешься, что к этому ты и готовился (а ко всему другому – нет).

- Позвольте, коллега - заявил отец Николай- у меня тут выписано.
Дальше начались длительные цитаты из трактатов Шабес, Сангедрин, «Авода Цара» как обозначил его батюшка, Гиттин в конце концов, пресвитер так же щегольнул «Тольдот Иешу», почему-то тоже отнеся ее к талмуду, хотя понятно почему… отец Николай закончил и все (насколько позволяла видеть диагональ смартфона) смотрели на Бориса как на человека, который прятал фигу в кармане, а его противник вытащил из кармана свою и показал «да вот же она, его фига!».

-Вы, понимаете, отец Николай, сказал раввин – Талмуд как письменный источник был зафиксировал к V-VI, примерно, веку нашей эры… что это за эпоха… это эпоха клокочущего византизма; по выражению великого Шмемана «С Феодосия Великого (380 год) Церковь — это уже не только союз поверивших, но и союз обязанных верить. И пройдет много времени, прежде чем осознан будет языческий характер этой теократии.» [1] . Я не буду здесь рассказывать про череду погромов в раннем средневековье – одним из самых знаменитых был александрийский в 414, когда евреи были названы бесами во плоти, и мы с вами знаем кем они так были названы. Я просто приведу очень, на мой взгляд, интересный фрагмент из письма Феодора Студита Михаилу Феодору императорам (писано в 823 году):

«Тогда иудеи, вынеся икону Господа нашего Иисуса Христа, сказали: как отцы наши надругались над Ним некогда, так и мы надругаемся над Ним. Тогда они начали плевать в лицо иконы Господней и били ее по лицу с той и другой стороны, то есть икону Господню, говоря: что сделали с Ним отцы наши, все то сделаем мы с иконою Его. И говорят: те насмеялись над Ним, и мы сделаем то же. И нанесли они множество оскорблений иконе Господней, о которых и говорить мы не дерзаем. Потом говорят: мы слышали, что те пригвоздили Его руки и ноги; это и мы сделаем Ему. Тогда пронзили они гвоздями руки и ноги иконе Господней. Еще говорят беснующиеся: мы слышали, что те напоили Его уксусом и желчью с губки, – это сделаем Ему и мы; и сделали, приложив к устам иконы Господней губку, напоенную уксусом. Опять говорят: мы узнали, что отцы наши били Его тростью по голове; то же и мы сделаем; и взяв трость, ударяли по голове Владыки. Наконец говорят: мы точно знаем, что те копьем пронзили бок Его; ничего не опустим, но прибавим и это. И, приказав принести копье, заставили одного из них взять копье и пронзить бок на иконе Господней; и когда это было сделано, тотчас истекло из нее множество крови и воды» [2]

Я хочу напомнить, что целью Феодора Студита было убедить Власть в правильности иконопочитания. Можно было бы привести сотни аргументов (множество и было приведено в его неоднократных письмах) – но среди всех он приводит и этот: иконы – это вещь богоугодная, потому что, когда над ней издевались евреи, она закровоточила… не хочу никого судить, но это суровый аргумент, напоминающий анекдот про слоненка и рояль, а ведь можно было рассказать о случаях, когда кровотечение напротив – останавливалось, чем такие случаи хуже, в конце концов?… о его историчности говорить увольте… Так что образ «Иешу» в талмуде – это карикатура, но не на Иисуса, а на тот византийский марш, о котором говорит Шмеман, на погромы, на рассказы о кровоточащих иконах - на византийского Христа-Пантократора, одним словом… который скорее Зевс… в такое время жили… Но вот что интересно, понимаем ли мы с Вами, что образ Студита в означенном письме – это тоже карикатура? Она изображает Бога который доказывает свою божественность методами американского хоррора… я не назвал бы нарратив прп. Феодора уважительным. Но в чем разница между монахом и амораями? Разница есть! Амораи писали для себя… будто ведя некий дневник нации, а монахи писали императорам. И это большая разница. В итоге, мы, отец Николай, не знаем каким же был главный герой Евангелия… - ребе вздохнул – да и вы не знаете.
Батарейка телефона села и Борис пошел есть сало.

Примечания и Сноски
[1] Шмеман Александр. Исторический путь Православия. Глава 3 § 5, Нью-Йорк, 1953г.
[2] Феодор Студит. Послания. Книга 2. Письмо 71(259). Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, М 2003