Открыв роман «Изгои», читатель наткнётся на провокационную рекомендацию, которую редко можно встретить в литературных произведениях. «Лучше сразу закрыть книгу» — говорится в предисловии от переводчика. Мы не последовали этому наставлению и дочитали произведение до конца. И не зря: этот культовый роман очень ярко и правдиво повествует о проблемах юношества, ведь он написан подростком для подростков… и о подростках.
Так кому же и почему стоит закрыть книгу? Всё просто — если вы взрослый или таковым себя считаете, то это произведение не для вас. Оно покажется сырым и несуразным, таким же зелёным, как и подросток, который писал историю. Но есть в этом что-то цепляющее, имеющее золотистый отблеск. Как говорил Джонни Кейд, друг главного героя «Изгоев», «ты золотой, когда ты ребёнок, когда ты зелёный».
Роман написала шестнадцатилетняя Сьюзен Элоиза Хинтон в свои школьные годы. Приступив к работе в 1965 году, девочка и представить не могла, какую известность обретёт роман. Первоначально в планах не было никакой книги. Сьюзен каждый день наблюдала вокруг себя несправедливость, а один случай — групповое избиение мальчика из бедного квартала — стал последней каплей. Ей было необходимо куда-то выплеснуть всю свою горечь и злобу. Так в 1967-м и родился роман «Изгои» — изречённый на одном дыхании поток мыслей и эмоций.
Лежащие в основе подачи текста бунтарство, необузданность и дикость — это девиз банды подростков, о которых пойдёт повествование.
Когда я вышел из тёмного кинотеатра…
Городок в Оклахоме, 60-е годы. Четырнадцатилетний Понибой Кёртис по пути домой попадается банде злых богатых подростков.
Образовалось множество группировок, но жёсткое противостояние существует между вобами и грязерами, разделившимися по социальному признаку. Вобы, «высшее общество», — богатые ребята с западной стороны города, грязеры — подростки из неблагополучных районов с восточной стороны. Понибой — грязер. Он пошёл против правила «по одному не ходить» и теперь его жестоко избивают. А ещё Кёртис думает, что жизнь его обделила. О чём мальчишка по итогу будет жалеть: метины от кулаков или уверенность в своём абсолютном несчастье?
Разве бедность, жизнь без родителей и драки могут принести радость?
Но жизнь всегда готова показать, что может быть ещё хуже...
Бедовые
“Мы беднее, чем вобы и средний класс. Ну и, наверное, бедовее тоже”.
Изгои — подростки. Причём по ходу книги кажется, что под это определение попадают ребята из разных банд. На такой вывод может натолкнуть повторяющаяся мысль о жизни вобов, мол, им тоже живётся несладко со своими проблемами (для Понибоя существование проблем у богатеньких детей было настоящим открытием). Но беды западных и восточных едва ли можно сравнивать. Жизнь сложна у всех, но у некоторых сложнее. Вобы всё ломают и разрушают, «накачавшись со скуки пивом», испытывают необоснованную ненависть к отличающимся от них бедняков с набриолиненными волосами. Они не знают, к чему стремиться и о чём мечтать, ведь и так всё имеют. Грязеры же не могут позволить себе и мечты. Жизнь в бедной части города вынуждает их бросать школу и совершать преступления. Развлечения этих хулиганов — воровство, выпивка, драки и, что самое безобидное, походы в кинотеатры на ночные сеансы (за которые они, конечно же, не платят). Изгои — не понятые другими, отвергнутые обществом заложники среды. Этого звания достойны только грязеры.
Осторожно, спойлеры!
Социальное неравенство, утрата, семья и долг, смелость и самопожертвование, переосмысление и способность к изменению, ценность человеческой жизни и даже её смысл… Обширная проблематика для небольшой книги.
Центральная проблема касается жизни социальных классов, остальным темам, перечисленным выше, отводится не так много места и времени. Тем не менее раскрываются они достаточно четко за счёт
подачи — размышлений подростка, включения других произведений в повествование (стихотворение Роберта Фроста «Ничто не остаётся золотым», «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл), сюжетных поворотов (гибели персонажей).
Проблемы плавно вытекают из других в нужный момент, но темы неравенства, переосмысления ценностей и смысла жизни развиваются параллельно. Через них прослеживается взросление героя. Итог для тесно связанных проблем задаёт письмо погибшего Джонни. Перед смертью он понял простую, но важную истину (да, прямо как Андрей Болконский): нужно ценить то, что имеешь и замечать закаты.
«Мне кажется, он еще ни разу толком не видел заката … В мире ещё куча всего хорошего. Скажи Далли. Мне кажется, он этого не знает».
Смерть Джонни Кейда подталкивает двух его друзей к действию:
Далласа Уинстона, не сумевшего перенести утрату любимого человека — к совершению самоубийства. Его смысл жизни пропал вместе с другом. Понибоя Кёртиса — к переосмыслению жизненных ценностей. Герой осознаёт, что его личная проблема на самом деле не уникальна: всех его знакомых из банд грязеров ждёт один исход — тюрьма или смерть.
Дальнейшие действия Понибоя говорят читателю: «Это можно изменить!». Он снова берется за учёбу, его проходной билет в лучшую жизнь, и начинает писать сочинение, от которого зависит возможность дальнейшего обучения.
Магия школьного сочинения
Чтобы наша оценка была справедливой, разберём плюсы и минусы романа.
Положительные черты можно определить, только закончив и проанализировав полную картину, недостатки же бросаются в глаза уже при чтении. До самого конца читателя не оставляет подпорченное впечатление. Но только до, потому что сама концовка и композиционное решение превращают недостатки в сильные стороны, умножая минус на минус.
Итак, начнём с плюсов. К первому можно отнести непредсказуемый сюжет.
Одно действие сменяется другим, иногда абсолютно неожиданным, но очень ярким: убийство, пожар заброшенной церкви, смерть... затем ещё одна. В целом не очень радужно. Зато внезапно. Второй плюс — правдивое описание жизни бедных подростков, за что книга попала в список «100 запрещённых книг XX века». С малых лет курящие и пьющие от скуки дети казались слишком грубым примером поведения. Субъективное восприятие происходящего — третий плюс. Да-да, именно плюс. Всё происходящее читатель видит глазами главного героя. Читая внутренний монолог Понибоя, приближаешься к более полному пониманию жизни похожих на него подростков и изнутри видишь процесс изменения персонажа.
Романтизация вредных привычек и устаревших общественных установок, отсутствие всестороннего раскрытия персонажей, влияющих на ход истории, а также неточности в повествовании — всё это минусы, на поиски которых не уходит много времени, ведь они лежат на поверхности.
Мотивы девчонки по имени Черри из вобовской тусовки, которую Понибой и Джонни встретили в кинотеатре и которая делилась с Понибоем секретами тяжёлой жизни вобов, останутся скрытыми. Её парня пырнули ножом, а она будет помогать убийцам, заведомо веря в их невиновность. Новая знакомая даст показания, которым якобы будет уделено больше внимания из-за её социального положения. В мыслях главного героя часто прослеживается тема пренебрежительного отношения к грязерам. Но в действиях других людей (взрослых) никак не проявляется недоверие к хулиганам, которых, как думал Кёртис, с радостью объявят виновными во всех бедах.
К пробелам повествования можно отнести временные неточности и внезапные откровения о способностях персонажей. Для того, чтобы добраться за город, героям потребовалось одно количество времени, а на возвращение домой уже другое. Ещё Кёртис за какие-то полдня примет участие в спасательной операции, получит травму, вернётся домой, оправится и начнёт строить планы насчёт драки с другой бандой. Ну и вставки вроде «забыл сказать, я ещё и спортсмен» в конце книги, когда речь заходит про бег и школу, смотрятся нелепо.
Повторяющуюся идею о сдерживании эмоций как проявлении мужчиной силы, параллели между курением и ранним взрослением, конечно, можно списать на время, в которое писались «Изгои», но нельзя забывать о том, что юные читатели могут находить среди героев книги кумиров и проецировать понравившиеся в них черты на себя. Нужно отказываться от романтизации отрицательных черт и подавать положительный пример поведения для современной молодежи.
Все минусы книги приобретают определённый шарм, когда в конце прочитанное нами произведение обретает форму сочинения героя-рассказчика. Вот такую магию проделывает кольцевая композиция. Понибой начинает писать свою работу со слов, которые служат началом романа. Автор оставляет конец открытым, но с намёком на положительный финал. Понибой закончил свою судьбоносную работу по английскому и сдал её. А мы, читая роман, выполняем роль учителя — проверяем его сочинение.