Вспоминаем вместе культовые пластинки, без которых невозможно представить независимую музыку!
- Исполнитель: Стук Бамбука В XI Часов
- Альбом: Лёгкое дело холод
- Год: 1991
- Страна: СССР
Если когда-нибудь в России опубликуют «500 величайших русских альбомов всех времён» (наподобие журнала «Rolling Stone»), то этот ижевский альбом должен будет войти хотя бы в первую сотню. Впрочем, журнал «Афиша» уже включал альбом в подобный топ-лист.
И даже спустя 30 лет после записи альбома, он не перестаёт быть атмосферным и актуальным. Много ли вы знаете известных русских альбомов в жанре эмбиент?
Музыка.
В основном, инструментальная музыка с вкраплением женского пения на русском и французском языках — дань ли это французскому колдвейву или нет, сейчас никто не скажет.
Звуки отрывистого баса и синтетических бубенчиков сразу уносят слушателя в вымышленную ледяную пещеру: если есть компьютерные игры с подобным окружением, то «Лёгкое дело холод» станет отличным музыкальным фоном.
Приглушённый тихий вокал иногда не даёт понять слушателю, на каком именно языке и что поётся. Впрочем, это и не важно. Главное — это передать атмосферу холода и безысходности наиболее органично и не без явных готических мотивов. Александр Кушнир утверждал, что это музыка для несуществующего артхаусного чёрно-белого фильма.
Примечательно, что имея в арсенале гитары и синтезатор, авторы проекта ни на чём толком не умели играть. Поэтому и ушли в тотальный авангард, где по кусочкам сэмплировались и закольцовывались инструментальные фрагменты — а ведь тогда «склейки» производились не на компьютере, а на магнитофонной плёнке! Просто кусочки склеивали между собой. Идеальный пример того, когда сама форма интереснее содержания.
Тем не менее содержание у этих песен было, и не менее атмосферное: в основном, на тему жизни и смерти, причём последнее явно доминирует. И если французская «Лошадь моей жизни» символизирует начало жизненного пути, то в большинстве текстов остальных песен описывается предсмертное состояние (как правило, на снегу). Неважно, будь то человек («Снежный мёд») или животное («Слабый тигр»). Эта песня, кстати, наиболее популярна у слушателей — до сих пор можно встретить комментарии в духе «Тигра жалко». А, впрочем, о чём ещё петь под такую холодную монотонную музыку?
Однако у этого проекта появилась куча последователей, делающих холодный отечественный индастриал или эмбиент, тем самым доказывая, что в русском шоу-бизнесе холод действительно «лёгкое дело».
История.
Проект «Стук Бамбука В XI Часов» был основан в Ижевске тремя молодыми людьми — Константином Багаевым, Дмитрием Носковым и Василием Агафоновым. Примерно с 1989-го по 1991-й годы музыканты вовсю тестировали возможности своих магнитофонов: Носков записывал звуки улицы, Агафонов скрипел карандашом по струнам гитары, а Багаев вовсю корпел над синтезаторами, сочиняя мелодии. Тексты песен Багаев и Носков сочиняли с помощью англо-русского словаря: просто брали из него понравившиеся слова и превращали в строчки.
Вскоре в группе появилась вокалистка Таня Ерохина — бывшая манекенщица и спортсменка-разрядник. Ее тихий эротичный и одновременно тревожный вокал стал визитной карточкой группы. Сама Татьяна признавалась, что «если бы у музыкантов в жизни было всё хорошо, то этого альбома не получилось бы».
Альбом «Лёгкое дело холод» 1991-го года стал первой и единственной работой коллектива. Ещё во время записи альбома из проекта ушёл Носков, так что песню «Береговая осень» Багаев дописывал уже с другими музыкантами, а песню «Хрупко двух» Багаев с Агафоновым записали вдвоём. Вскоре группу покинула и Татьяна Ерохина в связи с рождением первенца.
Участники записи.
- Татьяна Ерохина — вокал;
- Константин Багаев — клавишные, звуки, музыка, тексты;
- Дмитрий Носков — гитара, бас, звуки, музыка, тексты;
- Василий Агафонов — звуки, музыка, тексты;
- Дмитрий Лекомцев — бас («Береговая осень»);
- Андрей Гостев — гитара («Лошадь моей жизни»).
Редактор: Ильдар Мухамадеев
Другие исторические статьи о музыке СССР и 90-х можно найти на нашем сайте.