Встреч с этим кораблем-призраком всегда боялись, ведь они предвещали несчастье - жестокую бурю, нападение пиратов, эпидемию среди команды или пожар на корабле. Минули столетия; казалось, о «летучих голландцах» можно позабыть навсегда, однако и в наши дни зловещие корабли иногда внезапно появляются на горизонте, вызывая смятение и ужас у моряков.
Вечное плавание проклятого корабля
Голландский капитан Ван дер Декен (или, по некоторым версиям, Ван Страатен), пьяница и сорвиголова, не боялся ни бога, ни черта.
В 1641 году, изрядно перебрав горячительных напитков, он дерзнул бросить вызов Небесам и поклялся, что обогнет южную оконечность Африки без Божьей помощи, даже если ему потребуется плыть для этого любой срок - вплоть до самого Страшного суда. Вот таким образом он и обрек свое судно на вечное скитание в океанских просторах. С тех пор «Летучий голландец» с командой, которая давно превратилась в скелеты, одетые в лохмотья, несется на всех парусах, и горе тому судну, которое столкнется в своем плавании с этим зловещим кораблем-призраком. Надо отметить, что это только один из вариантов легенды, которая за столетия, пересказанная сотни тысяч, а то и миллионы раз, обрела множество схожих по сути «сестер- близнецов». Легенде о «Летучем голландце» уже сотни лет, и самое интересное, что время от времени (причем даже в наши дни!) моряки реально встречаются с кораблями-призраками, которые своим таинственным появлением вновь и вновь внушают суеверный ужас даже самым бывалым морским волкам.
Настоящий призрак под парусами
Согласно легенде, «Летучий голландец» является парусным кораблем-призраком, который обречён вечно бороздить моря и не может пристать к берегу. Такой призрачный корабль, иногда окруженный светящимся ореолом, обычно наблюдают издалека, часто видение бывает кратковременным и словно растворяется в воздухе.
Ученые, относящиеся скептически даже к возможности существования призраков людей, конечно, никоим образом не могли поверить, что могут быть еще и призрачные корабли. Все рассказы о них они воспринимали буквально в штыки, обвиняя моряков в чрезмерной фантазии и увлечении спиртным. Ну а в лучшем случае подобные наблюдения объяснялись массовой галлюцинацией.
Однако оказалось, что призрачные корабли на самом деле можно увидеть. Так, почти настоящим призраком оказался парусник, который длительное время встречался морякам у мыса Горн. Обычно они видели парусник, терпящий бедствие на прибрежных рифах, который через мгновение словно растворялся в тумане. Все попытки приблизиться к этому кораблю заканчивались безрезультатно, парусник исчезал, а вот команде, поспешившей к нему на помощь, иногда приходилось довольно туго: бы
вали случаи, когда суда наскакивали на рифы и терпели бедствие.
Количество наблюдений этого своеобразного «летучего голландца» было настолько велико, что в 1906 году правительство Аргентины отправило специальную научную экспедицию, чтобы разобраться с этим феноменом.
Ученые несколько дней курсировали на корабле в водах пролива и уже было решили сворачивать экспедицию, как вдруг впередсмотрящий закричал, что видит терпящее бедствие парусное судно.
Тут и ученые своими глазами увидели в проливе барк, который течением несло на прибрежные скалы. Быстро спустили шлюпки, в них вместе с моряками забрались и ученые. Как только шлюпки стали приближаться к паруснику, он вдруг стал таять, словно растворяться в воздухе, спустя мгновения наблюдатели видели впереди себя только береговые утесы. Вот как журналист Максим Яблоков в одной из своих статей написал о разгадке этого феномена: «Оказалось, лучи утреннего солнца, преломляясь в прибрежных скалах, создавали в Лемерском проливе своеобразный эффект - видение терпящего бедствие парусника. Скалы, вздымавшиеся над морем вдоль пролива, в отраженных лучах превращались в корпус брига, а поднявшиеся над ним гладкие берега обрыва - в паруса. Вертикальные расщелины казались на расстоянии мачтами. По мере продвижения солнца к зениту возникала полная иллюзия „жизни" парусного судна. Небесное светило, меняя освещенность скал и берега, делало барк то полузатопленным, то несущимся под парусами». Вот и получалось, что длительное время у мыса Горн моряки становились жертвами обыкновенного оптического обмана. После разгадки этого феномена разговоров о кораблях- призраках стало поменьше, хотя встречи с ними не прекратились.
Любопытно, что корабли-призраки наблюдали и в XX веке. Например, такой фантом наблюдала команда одной из фашистских субмарин. Об этом случае адмирал Дениц даже упомянул в своем донесении в Берлин.
Он писал: «Матросы говорили, что они предпочли бы встретиться с силами Союзного флота в Северной Атлантике, чем испытать ужас повторной встречи с фантомом». «Летучими голландцами» уже давно называют не только призрачные парусники, но и вполне реальные корабли, которые скитаются по морским просторам без единого человека на борту или с мертвой командой. Конечно, отсутствие людей на корабле или их поголовная гибель являются происшествиями весьма таинственными, поэтому обнаружение подобных «летучих голландцев»
всегда вызывало большой общественный интерес.
Мертвецы за штурвалом
Когда обнаруживается судно без экипажа, все же сохраняется слабая надежда, что люди остались живы, пусть даже их похитили пришельцы или взяли в плен пираты. Гораздо страшнее случаи с мертвой командой на борту...
В 1913 году у берегов Огненной Земли в океане было обнаружено судно «Марлборо», которое исчезло во время своего последнего плавания 23 года назад! Судно шло под всеми парусами, хотя и невероятно потрепанными, на борту присутствовала и команда - скелеты, одетые в лохмотья... Команда располагалась именно в тех местах, где ей необходимо было быть для управления судном. Создавалось впечатление, что люди внезапно погибли на своем посту от какой-то загадочной силы. К сожалению, судовой журнал был безнадежно испорчен, единственное, что удалось установить, - на борту не хватало 10 скелетов, то есть 10 человек - исходя из первоначального списка команды и пассажиров - куда-то исчезли.
Не менее драматичным был и случай с барком «Эбий Эсс Харт». В сентябре 1894 года его обнаружили с сигналом бедствия на
мачте. Когда спасательная партия поднялась на борт судна, ее глазам предстала жуткая картина. 38 членов экипажа были мертвы, на их лицах застыло непередаваемое выражение ужаса и муки, в живых остался только капитан, но он настолько тронулся умом, что никакой информации о произошедшей трагедии от него получить не удалось.
Почти схожий случай произошел в феврале 1948 года. Сначала радиостанции засекли сигнал бедствия с парохода «Уранг Медан», который находился в Малаккском проливе. Что происходило с судном и его экипажем, было не ясно, но после ряда SOS поступило сообщение: «Погибли все».
Погибли на самом деле все. Когда спасатели добрались до судна и поднялись на его борт, даже видавшие виды бывалые моряки содрогнулись. То здесь, то там попадались мертвые члены команды с застывшим выражением ужаса на лицах, среди них был и капитан. Неведомая сила не пощадила даже собаку. Тщательный осмотр тел показал, что признаки насильственной смерти полностью отсутствуют.
Можно ли это объяснить?
Еще в 1935 году академик Шулейкин в докладах АН СССР изложил свою теорию возникновения инфразвуковых колебаний в океане. Оказалось, что даже небольшой шторм может генерировать инфразвук, который при определенной частоте смертелен для человека и способен вызвать у него остановку сердца. Проводились эксперименты, в ходе которых было доказано, что инфразвук сначала вызывает чувство беспричинного страха; с увеличением его частоты у людей начинали вибрировать внутренние органы, и они испытывали адскую боль. При частоте инфразвука в 7 герц наступала смерть. Так как во время шторма в море образуется инфразвук с частотой 6 герц, его губительное воздействие на людей вполне реально. Именно воздействием инфразвука можно объяснить обнаружение «летучих голландцев» с мертвой командой на борту.
В более давние времена причиной появления судна с командой из мертвецов могла быть и эпидемия. Например, из истории известен случай, когда корабль с заболевшими заразной болезнью моряками не пустили в целый ряд портов, так команда и сгинула в морских просторах. Не исключено, что корабль с мертвецами некоторое время оставался на плаву, пугая суеверных моряков. Что касается судов с исчезнувшей командой, причиной их появления также может быть инфразвук. Его воздействие на человека испытал еще известный физик Роберт Вуд. Из-за его установки, которая генерировала инфразвук во время театральной постановки, среди зрителей началась жуткая паника и все они бросились вон из театра.
Так и моряки под воздействием инфразвука могли в панике бросаться за борт, забывая прихватить свои пожитки и оставляя путешествовать по волнам полностью исправный корабль. Причина появления судов без команды может быть и довольно простой. Так, при расследовании одного из случаев исчезновения команды судна, обнаруженного в Бермудском треугольнике, выяснилось, что ничего таинственного не произошло. Парусник прочно сел на мель, и команда, опасаясь, что первый же шторм разнесет корабль в щепки, покинула его на шлюпке. Через некоторое время набежавшая волна приподняла корабль, сняла его с мели, и судно отправилось в самостоятельное плавание. В 1888 году из-за сильной течи команда покинула американскую шхуну «Уайт», однако судно оказалось весьма живучим - оно продолжало плыть целый год, осилило свыше пяти тысяч миль, и только в начале 1889 года его остановила мель у одного из Гебридских островов. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и другие гипотезы. Одни полагают, что команды кораблей похищают пришельцы, другие винят во всем морских чудовищ и пиратов, третьи объясняют подобные случаи эпидемиями, алкогольными или пищевыми отравлениями, приступами массового помешательства.
Были в историях с «летучими голландцами» и курьезные случаи. Например, в 1986 году пассажиры морского прогулочного корабля в Атлантическом океане стали свидетелями весьма необычной картины. Недалеко от их корабля показался старинный парусник, его оснастка была в беспорядке, паруса порваны, а на палубе толпились странные люди в старинных одеяниях - камзолах и треуголках. Они что-то кричали, потрясая мушкетами и шпагами. Создавалось полное впечатление, что произошел какой-то сдвиг во времени, и старинное судно внезапно оказалось в современном мире. Туристы возбужденно делали снимок за снимком, а находившийся на борту журналист уже потирал руки, предвкушая солидный гонорар за такую сенсацию. Однако его сенсация быстро оказалась мыльным пузырем: выяснилось, что на борту парусника находятся статисты и актеры Голливуда, волею судьбы унесенные в открытое море. Во время съемок очередного фильма о «Летучем голландце» порыв ветра наполнил паруса стоявшего у причала судна, удерживающий его трос лопнул и под вопли перепугавшихся артистов парусник рванулся на океанские просторы. Так корабль-«актер» чуть сам не стал «Летучим голландцем»... К счастью, все закончилось благополучно.