Найти в Дзене
Удивительные тайны

Невероятные встречи с "Летучим Голландцем"

Оглавление

Встреч с этим кораблем-призраком всегда боялись, ведь они предвещали несчастье - жестокую бурю, нападение пиратов, эпидемию среди команды или пожар на корабле. Минули столетия; казалось, о «летучих голландцах» можно позабыть навсегда, однако и в наши дни зловещие корабли иногда внезапно появляются на горизонте, вызывая смятение и ужас у моряков.

Вечное плавание проклятого корабля

Голландский капитан Ван дер Декен (или, по некоторым вер­сиям, Ван Страатен), пьяница и сорвиголова, не боялся ни бога, ни черта.

-2

В 1641 году, изрядно пе­ребрав горячительных напитков, он дерзнул бросить вызов Небе­сам и поклялся, что обогнет юж­ную оконечность Африки без Бо­жьей помощи, даже если ему по­требуется плыть для этого любой срок - вплоть до самого Страшно­го суда. Вот таким образом он и обрек свое судно на вечное скита­ние в океанских просторах. С тех пор «Летучий голландец» с коман­дой, которая давно превратилась в скелеты, одетые в лохмотья, не­сется на всех парусах, и горе тому судну, которое столкнется в своем плавании с этим зловещим кораблем-призраком. Надо отме­тить, что это только один из вари­антов легенды, которая за столе­тия, пересказанная сотни тысяч, а то и миллионы раз, обрела множе­ство схожих по сути «сестер- близнецов». Легенде о «Летучем голландце» уже сотни лет, и самое интересное, что время от времени (причем даже в наши дни!) моряки реально встречаются с кораблями-призраками, которые своим таинственным появлением вновь и вновь внушают суеверный ужас даже самым бывалым мор­ским волкам.

Настоящий призрак под парусами

Согласно легенде, «Летучий гол­ландец» является парусным ко­раблем-призраком, который обречён вечно бороздить моря и не может пристать к берегу. Такой при­зрачный корабль, иногда окружен­ный светящимся ореолом, обычно наблюдают издалека, часто виде­ние бывает кратковременным и словно растворяется в воздухе.

-3

Ученые, относящиеся скептиче­ски даже к возможности существо­вания призраков людей, конечно, никоим образом не могли пове­рить, что могут быть еще и призрач­ные корабли. Все рассказы о них они воспринимали буквально в штыки, обвиняя моряков в чрез­мерной фантазии и увлечении спиртным. Ну а в лучшем случае по­добные наблюдения объяснялись массовой галлюцинацией.

-4

Однако оказалось, что призрач­ные корабли на самом деле можно увидеть. Так, почти настоящим при­зраком оказался парусник, кото­рый длительное время встречался морякам у мыса Горн. Обычно они видели парусник, терпящий бед­ствие на прибрежных рифах, кото­рый через мгновение словно рас­творялся в тумане. Все попытки приблизиться к этому кораблю за­канчивались безрезультатно, па­русник исчезал, а вот команде, по­спешившей к нему на помощь, ино­гда приходилось довольно туго: бы­
вали случаи, когда суда наскакива­ли на рифы и терпели бедствие.

Количество наблюдений этого своеобразного «летучего голланд­ца» было настолько велико, что в 1906 году правительство Аргенти­ны отправило специальную науч­ную экспедицию, чтобы разобрать­ся с этим феноменом.

Ученые не­сколько дней курсировали на кора­бле в водах пролива и уже было ре­шили сворачивать экспедицию, как вдруг впередсмотрящий закричал, что видит терпящее бедствие па­русное судно.

-5

Тут и ученые своими глазами уви­дели в проливе барк, который тече­нием несло на прибрежные скалы. Быстро спустили шлюпки, в них вместе с моряками забрались и ученые. Как только шлюпки стали приближаться к паруснику, он вдруг стал таять, словно растворяться в воздухе, спустя мгновения наблю­датели видели впереди себя только береговые утесы. Вот как журна­лист Максим Яблоков в одной из своих статей написал о разгадке этого феномена: «Оказалось, лучи утреннего солнца, преломляясь в прибрежных скалах, создавали в Лемерском проливе своеобразный эффект - видение терпящего бед­ствие парусника. Скалы, вздымав­шиеся над морем вдоль пролива, в отраженных лучах превращались в корпус брига, а поднявшиеся над ним гладкие берега обрыва - в па­руса. Вертикальные расщелины казались на расстоянии мачтами. По мере продвижения солнца к зениту возникала полная иллюзия „жизни" парусного судна. Небесное светило, меняя освещенность скал и берега, делало барк то полузатопленным, то несущимся под парусами». Вот и получалось, что длительное время у мыса Горн моряки становились жертвами обыкновенного оптиче­ского обмана. После разгадки этого феномена разговоров о кораблях- призраках стало поменьше, хотя встречи с ними не прекратились.

Любопытно, что корабли-призраки наблюдали и в XX веке. Например, такой фантом наблюдала команда одной из фашистских субмарин. Об этом случае адмирал Дениц даже упомянул в своем донесении в Бер­лин.

-6

Он писал: «Матросы говорили, что они предпочли бы встретиться с си­лами Союзного флота в Северной Атлантике, чем испытать ужас по­вторной встречи с фантомом». «Ле­тучими голландцами» уже давно на­зывают не только призрачные па­русники, но и вполне реальные ко­рабли, которые скитаются по мор­ским просторам без единого чело­века на борту или с мертвой коман­дой. Конечно, отсутствие людей на корабле или их поголовная гибель являются происшествиями весьма таинственными, поэтому обнаруже­ние подобных «летучих голландцев»
всегда вызывало большой обще­ственный интерес.

Мертвецы за штурвалом

Когда обнаруживается судно без экипажа, все же сохраняется слабая надежда, что люди остались живы, пусть даже их похи­тили пришельцы или взяли в плен пираты. Гораздо страшнее случаи с мертвой командой на борту...

В 1913 году у берегов Огненной Земли в океане было обнаружено судно «Марлборо», которое исчезло во время своего последнего плава­ния 23 года назад! Судно шло под всеми парусами, хотя и невероятно потрепанными, на борту присут­ствовала и команда - скелеты, одетые в лохмотья... Команда рас­полагалась именно в тех местах, где ей необходимо было быть для управления судном. Создавалось впечатление, что люди внезапно погибли на своем посту от какой-то загадочной силы. К сожалению, су­довой журнал был безнадежно ис­порчен, единственное, что удалось установить, - на борту не хватало 10 скелетов, то есть 10 человек - исходя из первоначального списка команды и пассажиров - куда-то исчезли.

-7

Не менее драматичным был и случай с барком «Эбий Эсс Харт». В сентябре 1894 года его об­наружили с сигналом бедствия на
мачте. Когда спасательная партия поднялась на борт судна, ее глазам предстала жуткая картина. 38 чле­нов экипажа были мертвы, на их лицах застыло непередаваемое вы­ражение ужаса и муки, в живых остался только капитан, но он на­столько тронулся умом, что никакой информации о произошедшей тра­гедии от него получить не удалось.

-8

Почти схожий случай произошел в феврале 1948 года. Сначала ра­диостанции засекли сигнал бед­ствия с парохода «Уранг Медан», который находился в Малаккском проливе. Что происходило с судном и его экипажем, было не ясно, но после ряда SOS поступило сообще­ние: «Погибли все».

-9

Погибли на самом деле все. Ког­да спасатели добрались до судна и поднялись на его борт, даже видав­шие виды бывалые моряки содрог­нулись. То здесь, то там попадались мертвые члены команды с застыв­шим выражением ужаса на лицах, среди них был и капитан. Неведо­мая сила не пощадила даже собаку. Тщательный осмотр тел показал, что признаки насильственной смерти полностью отсутствуют.

Можно ли это объяснить?

-10

Еще в 1935 году академик Шу­лейкин в докладах АН СССР из­ложил свою теорию возникно­вения инфразвуковых колебаний в океане. Оказалось, что даже небольшой шторм может генериро­вать инфразвук, который при опре­деленной частоте смертелен для человека и способен вызвать у не­го остановку сердца. Проводились эксперименты, в ходе которых было доказано, что инфразвук сначала вызывает чувство беспричинного страха; с увеличением его частоты у людей начинали вибрировать вну­тренние органы, и они испытывали адскую боль. При частоте инфразву­ка в 7 герц наступала смерть. Так как во время шторма в море обра­зуется инфразвук с частотой 6 герц, его губительное воздействие на лю­дей вполне реально. Именно воз­действием инфразвука можно объ­яснить обнаружение «летучих гол­ландцев» с мертвой командой на борту.

В более давние времена причи­ной появления судна с командой из мертвецов могла быть и эпидемия. Например, из истории известен слу­чай, когда корабль с заболевшими заразной болезнью моряками не пустили в целый ряд портов, так ко­манда и сгинула в морских просто­рах. Не исключено, что корабль с мертвецами некоторое время оста­вался на плаву, пугая суеверных мо­ряков. Что касается судов с исчез­нувшей командой, причиной их по­явления также может быть инфра­звук. Его воздействие на человека испытал еще известный физик Ро­берт Вуд. Из-за его установки, кото­рая генерировала инфразвук во время театральной постановки, среди зрителей началась жуткая паника и все они бросились вон из театра.

-11

Так и моряки под воздействием инфразвука могли в панике бро­саться за борт, забывая прихватить свои пожитки и оставляя путеше­ствовать по волнам полностью ис­правный корабль. Причина появле­ния судов без команды может быть и довольно простой. Так, при рас­следовании одного из случаев ис­чезновения команды судна, обнару­женного в Бермудском треугольни­ке, выяснилось, что ничего таин­ственного не произошло. Парусник прочно сел на мель, и команда, опасаясь, что первый же шторм раз­несет корабль в щепки, покинула его на шлюпке. Через некоторое время набежавшая волна припод­няла корабль, сняла его с мели, и судно отправилось в самостоятель­ное плавание. В 1888 году из-за сильной течи команда покинула американскую шхуну «Уайт», однако судно оказалось весьма живучим - оно продолжало плыть целый год, осилило свыше пяти тысяч миль, и только в начале 1889 года его оста­новила мель у одного из Гебридских островов. Конечно, не стоит сбра­сывать со счетов и другие гипотезы. Одни полагают, что команды кора­блей похищают пришельцы, другие винят во всем морских чудовищ и пиратов, третьи объясняют подоб­ные случаи эпидемиями, алкоголь­ными или пищевыми отравлениями, приступами массового помешатель­ства.

Были в историях с «летучими голландцами» и курьезные случаи. Например, в 1986 году пассажиры морского прогулочного корабля в Атлантическом океане стали свиде­телями весьма необычной картины. Недалеко от их корабля показался старинный парусник, его оснастка была в беспорядке, паруса порва­ны, а на палубе толпились странные люди в старинных одеяниях - кам­золах и треуголках. Они что-то кри­чали, потрясая мушкетами и шпага­ми. Создавалось полное впечатле­ние, что произошел какой-то сдвиг во времени, и старинное судно вне­запно оказалось в современном мире. Туристы возбужденно делали снимок за снимком, а находивший­ся на борту журналист уже потирал руки, предвкушая солидный гоно­рар за такую сенсацию. Однако его сенсация быстро оказалась мыль­ным пузырем: выяснилось, что на борту парусника находятся стати­сты и актеры Голливуда, волею судьбы унесенные в открытое море. Во время съемок очередного филь­ма о «Летучем голландце» порыв ветра наполнил паруса стоявшего у причала судна, удерживающий его трос лопнул и под вопли перепугав­шихся артистов парусник рванулся на океанские просторы. Так корабль-«актер» чуть сам не стал «Летучим голландцем»... К счастью, все закончилось благополучно.