Найти тему

Стоит ли в начале торговли на Wildberries зарегистрировать товарный знак: преимущества и ошибки - опыт и отзыв клиентов Лабарум

Оглавление

Вопрос о регистрации товарного знака является актуальным для десятков тысяч российских предпринимателей. Это связано не только с развитием силы бренда, но и с увеличением количества предпринимателей на фоне развития таких маркетплейсов, как Wildberries, OZON и других. Больше породавцов - выше шанс остаться незамеченным. К тому же, можно ненароком нарушить права на использование товарного знака, а это суды, штрафы, потерянное время и средства.

Хотя по сравнению с 2011 годом наши соотечественники стали ответственнее относиться к развитию бизнеса, доля продавцов, осуществляющих свою деятельность без зарегистрированного бренда, остаётся высокой. Если 10 лет назад их доля была примерно 24%, то сейчас она уменьшилась до 14%. Но это примерно каждый седьмой предприниматель - огромное количество, если учитывать, сколько предпринимателей в России.

Предприниматели без товарного знака рискуют потерять свой бизнес в результате недобросовестной конкуренции, быть оштрафованным за непредумышленное использование чужого бренда и ряд ограничений, связанных с предпринимательской деятельностью. Среди предпринимателей, которые обратились к нам в “Лабарум” в 2020 и 2021 годах, 45% решились на регистрацию, чтобы перейти на Wildberries или OZON. Следующая по популярности причина для регистрации ТЗ - юридическая защита бренда (32% клиентов). В принципе, обе причины взаимосвязаны между собой. Среди остальных причин следующие: регистрация бренда для иностранных граждан, использование наружной рекламы, выход на международный рынок и создание франшизы - 10, 7%, 5% и 1% соответственно.

По этим цифрам можно сделать вывод, что люди хотят сделать свой бизнес полностью легальным, открыть новые возможности для продаж и рекламы, а также защитить бренд от посягательств на использование названия или логотипа. А иностранцам не стоит забывать, что для ведения бизнеса в Российской Федерации им также необходимо зарегистрировать бренд в Роспатенте.

В сегодняшней статье я, сооснователь патентного бюро “Лабарум” Максим Глушков, подробно и доступным языком объясню все нюансы работы с Wildberries. Нужен ли товарный знак? С какими проблемами сталкиваются продавцы на маркетплейсах? Обо всём этом - в моей статье.

Не зарегистрировал торговую марку. Разве это необходимо?

Согласно правилам Wildberries, для работы на платформе продавцам не требуется зарегистрированный товарный знак. Площадка перекладывает ответственность на ваши плечи, однако всё ли так просто в торговле на маркетплейсах? Поначалу многие производители были рады тому, что не надо тратить время и деньги на регистрацию названия и сразу же приступали к торговле. Однако спустя пару месяцев сотни предпринимателей столкнулись с огромной проблемой, которая в нашей сфере известна как “патентные тролли”. Из-за отсутствия должного внимания к легализации бизнеса люди начали массово становиться жертвами мошенников. “Патентные тролли” в основном работают по одной схеме: целенаправленно ищут компании с незарегистрированным брендом, регистрируют его, а после регистрации подают в суд на продавца, якобы он нелегально использует зарегистрированный знак. Далее - судебные разбирательства, потерянное время и в некоторых ситуациях даже штраф. Так, например, в Краснодаре барбершоп заплатит заявителю-троллю 72 тысячи рублей, а питерская пекарня - 120 тысяч. И это не предел. В том же Санкт Петербурге салон маникюра «Золотая пилка» должен выплатить 1 миллион рублей компенсации. Следует понимать, что такие судебные разбирательства проходят в России каждый день, поэтому неудивительно, что среди наших клиентов также были жертвы подобных мошенников.

-2

Например, осенью 2020 года к нам пришёл мужчина и рассказал свою историю встречи с троллем: “Работал на найме 5 лет, накопил денег и решил открыть собственный бизнес, потому что мы с женой ждали ребёнка, а моя зарплата меня не устраивала. Мой двоюродный брат, который на тот момент уже больше 10 лет работал на себя, предложил мне открыть магазин аксессуаров: шапки, перчатки, очки и прочее. Сразу же решил продавать онлайн через Wildberries. Хотя мой брат советовал зарегистрировать бренд сразу же, я решил подождать, пока бизнес начнёт приносить прибыль. Ведь не хотелось тратить дополнительные деньги, а вдруг это не принесёт мне дохода? После двух месяцев торговли онлайн мне пришло “письмо счастья”, в котором говорилось, что я использую чужой товарный знак. Позже стало известно, что он зарегистрировал “свой” бренд только 3 недели назад. Точнее подал документы на регистрацию, а с помощью приоритетной справки доказал Wildberries своё право на знак. В итоге меня оштрафовали на 100 тысяч рублей”.

Если хотите зарегистрировать товарный знак, оставьте заявку у нас на
сайте.

Случайно нарушил чужие права

Хотя подобные тролли и являются существенной проблемой для продавцов без зарегистрированного бренда, это не единственная трудность, с которой сталкиваются предприниматели на маркетплейсах. Согласно данным аналитического центра WBSELL, 88% продавцов без зарегистрированного ТЗ покидают торговую площадку в течение полугода. Причина ухода - бан со стороны маркетплейса из-за нарушений прав на интеллектуальную собственность другого лица. Жалоба может быть подана не только троллями, но и обычными продавцами. Маркетплейсы переполнены людьми, от этого шанс того, что ваше “оригинальное” название или логотип могут принадлежать другому предпринимателю, растёт с каждым днём. Однако один случай выделяется особенно: предприниматель 2 года использовал название для небольшого производства керамических изделий. Для продажи в интернете он решил зарегистрировать бренд, чтобы избежать трудностей в дальнейшем. Он обратился в патентное бюро в своём городе, они собрали необходимые документы, провели поиск и подали заявку в Роспатент. Спустя 2 месяца выясняется, что заявка составлена неправильно и в дальнейшей регистрации знака отказано. Молодой человек решил не терять ещё больше времени и вышел на маркетплейс без зарегистрированного бренда. Через 2 месяца ему приходит жалоба от другого предпринимателя в которой он сообщает, что он (наш будущий клиент) нелегально использует его товарный знак для продажи своих товаров. Оказывается, той компаний, в которую он обращался до нас, провели некорректный поиск, в результате которого не было выявлено сходств с уже существующим названием. Он подал суд, но, к счастью, после удаления продукции с маркетплейса конфликт был исчерпан без дополнительных взысканий.

Ненадёжный партнёр

Кейс клиентки: мы с бывшим коллегой открыли собственное дело по продаже женских колготок. Распределили затраты 50 на 50, связались с производителями и ещё до получения первой партии решили зарегистрировать бренд. У меня на тот момент не было времени и желания заниматься бумажной волокитой, поэтому всем занимался мой партнёр. Через год после открытия бизнеса наши мнения по поводу будущего бренда разошлись и она пропала. Я пыталась защитить своё право на бренд, но суд встал на сторону моего партнёра. У меня просто не было доказательств моей причастности к созданию компании, а бренд зарегистрирован не на меня, поэтому я потеряла всё. Пришлось начинать всё с чистого листа и открывать новое дело, благо я достаточно заработала на колготках. На этот раз регистрацией занялась я.

Какие преимущества даёт зарегистрированный ТЗ?

Благодаря зарегистрированному товарному знаку предприниматель:

  • закрепляет за собой бренд. Причем право на приоритетное использование ТЗ он получает спустя несколько дней после подачи заявки в Роспатент. Спустя несколько дней, как патентное бюро или сам предприниматель подали заявку, заявитель получает приоритетную справку, которая и является предварительной регистрацией ТЗ. Даже спустя час после вашей заявки никто не сможет зарегистрировать ваш товарный знак, так как место на логотип или название уже зарезервировано вами. Поэтому шанс попасться на тролля в этом случае равен нулю;
  • имеет возможность использования вывесок баннеров и других видов наружной рекламы. Как уже было описано выше, бренд предоставляет не только защиту от недобросовестного использования третьими лицами, но и дополнительные возможности. Многие недооценивают пользу от оффлайн-рекламы,. То, что наружная реклама устарела - правда лишь отчасти, ведь она приносит много клиентов, особенно 40+;
  • использовать рекламу брендированных товаром в СМИ и в интернете также будут гораздо более эффективнее, чем продукции без бренда;
  • к тому же, с зарегистрированным брендом можно создать франшизу.

Для иностранных граждан регистрация бренда - необходимый момент, ведь только так им можно вести предпринимательскую деятельность на территории России. Ежегодно в Роспатент иностранными заявителями подаётся 9-10 тысяч заявок, что составляет 10-15 процентов от всего количества.

-3

Помимо формальных моментов, зарегистрированный бренд увеличивает доверие аудитории, ведь они видят, что за товаром стоит определённая компания, отвечающая за качество. К тому же, оригинальное название или креативный логотип может привлечь дополнительных клиентов.

О том, как создаётся качественный дизайн товарных знаков, с которым никогда не бывает проблем, вы можете в другой нашей статье: Как создаётся дизайн товарного знака, который не отклоняет Роспатент

Как правильно зарегистрировать ТЗ для работы на маркетплейсах

Для того, чтобы узнать, зарегистрирован ли товарный знак на торговой площадке, можно подать запрос. Например, можно подать запрос в Вайлдберриз, если вы хотите войти на этот маркетплейс, также можно написать в Озон или Ламоду. Лично моё мнение: если заходить в интернет-продажи, то лучше рассмотреть данный вопрос в комплексе. Проверить не отдельные площадки, а сразу все возможные базы. Но наилучшим решением будет регистрация товарного знака, ибо это обезопасит предпринимателя и ему не придётся сидеть “на иголках”.

Клиенты “Лабарума” часто спрашивают у нас: “Процесс регистрации знака длится 6-10 месяцев. Нужно ли мне ждать весь этот срок или я могу торговать на маркетплейсах, пока жду знак?”. Ответ: для начала нужно подать документы в Роспатент. Затем подождать несколько дней ответа, может ли товарный знак быть зарегистрированным. Если ответ ведомства “Да”, то можно регистрироваться на маркетплейсе и торговать. Мы выдаём приоритетную справку, которая является доказательством того, что вы первый в очереди на регистрацию данного знака. Эта справка - гарантия того, что никто не сможет после вас зарегистрировать данный товарный знак - защита от троллей.

Для регистрации ТЗ лучше обращаться в патентное бюро с поверенными, потому что они проведут проверку на соответствие законодательству, а также сравнят на сходство ваш знак с другими. А при возникновении проблем с регистрацией они с большей долей вероятности помогут решить этот вопрос.

Предчувствуя вопрос о цене, отвечаю. Цена за полное и честное сопровождение в регистрации ТЗ составляет примерно от 20 до 50 тысяч рублей. Всё, что ниже - мошенники. Советую выбирать компанию, в которой есть хотя бы один патентный поверенный.

С первого взгляда может показаться, что регистрация знака - преимущество, что на самом деле является правдой. Однако через несколько лет это станет необходимостью: за период с 2016 по 2020 год количество поданных заявок в год увеличилось с 65 тысяч до 94 тысяч. Процент отказов составляет 20-25%. Именно поэтому лучше довериться профессионалам, которые помогут вам не попасть в эту грустную статистику.

Если у вас ещё остались вопросы, вы можете оставить заявку на консультацию на нашем сайте.

На сегодня всё! С наступающим Новым годом всех! Всем удачных проектов!

Вам может быть интересно почитать другую нашу статью об опасности взаимодействия в вопросе регистрации товарных знаков с мошенниками и неопытными юристами: Кто хуже для регистрации товарного знака: мошенники или неопытные юристы