Найти тему
Взрослые и дети

Букварь для родителей : В - Веселые нотки (музыка)

Оглавление

Для чего?

Гармоничное развитие ребенка без музыкальной составляющей трудно себе представить. Я не говорю об обязательном посещении музыкальной школы или вокальной студии. Но привить ребенку любовь к музыке считаю необходимым. Почему? Хотя бы потому, что все дети от природы музыкальны. И все дети любят музыку. Если в детстве ребенок был лишен возможности формировать свой музыкальный вкус, то в подростковом возрасте он будет искать музыкальное направление, которое ему будет близко. И не факт, дорогие родители, что вам понравятся его музыкальные пристрастия.

Что делать?

Слушать музыку ребенок может еще до своего рождения, находясь в утробе матери. Предпочтительнее, чтобы это была классическая музыка. Но, наверное, лучше слушать всего понемножку. С рождением ребенка не забывайте петь ему колыбельные, не можете петь, включайте музыку: классическую, в обработке для детей, детские песенки, легкую танцевальную.

Когда ребенок подрастет, познакомьте его с музыкой различных жанров и направлений: классическая, народная, джаз, шансон, поп-музыка, рок и т.д. Ведь каждый жанр и стиль музыки уникален и самодостаточен. Музыка может как зарядить энергией, так и помочь расслабиться и успокоиться. И человек музыкально образованный в зависимости от жизненной ситуации обращается к тому или иному музыкальному произведению. Конечно у ребенка по мере взросления появятся свои музыкальные предпочтения, но он сможет любить музыку во всех ее проявлениях. И с удовольствием будет слушать как классическую музыку, так и современных исполнителей.

Можно включать музыку в качестве фона, когда ребенок занимается творчеством, играет в спокойные игры. С ребенком постарше можно ходить на детский балет, мюзиклы, концерты. Обсуждайте увиденное. Разговаривайте о композиторах, музыкальных инструментах. Можно предложить ребенку нарисовать картинку по прослушанному произведению.

Возможно, вы пойдете дальше и захотите отдать ребенка в музыкальную школу. Игра на инструменте – это труд, кропотливый, долгий и тяжелый. Но в том случае, если вы хотите видеть второго Моцарта или еще кого-нибудь известного. А если вы хотите заниматься музыкой для общего развития, игра на инструменте – это интересно и полезно. Ребенок играет на инструменте двумя руками. А, значит, развиваются оба полушария мозга. Музыкальные произведения учатся наизусть – развивается память. Хор является обязательным предметом в музыкальной школе – значит ребенок научится петь. И конечно, занятия на инструменте сформируют усидчивость, терпение. Обратите внимание на преподавателя. Он должен любить вашего ребенка, а не пытаться вам сказать, что только долгим сидением за инструментом можно чего-то добиться. Конечно, без усилий ребенка и труда ничего не получиться, но если ребенок не хочет идти на урок, задумайтесь, что не так. Возможно, дело не в лени или нежелании заниматься музыкой, а в отношениях между ним и педагогом. Обсудите все проблемы с педагогом, ребенком. Если вы чувствуете, что непонимание присутствует, смело меняйте педагога, а не бросайте музыкальную школу. Чуткий, внимательный и главное, понимающий вашего ребенка педагог, найдет к нему подход и поможет полюбить музыку.

А теперь об играх и занятиях, способствующих развитию музыкальности у детей, в которые вы можете играть дома.

Конечно, самый первый и самый распространенный метод – это наглядно-слуховой. Т.е. когда дома звучит различная музыка и ребенок накапливает слуховой опыт ее восприятия.

По мере взросления можно развивать у ребенка чувство ритма. Сначала хлопайте ладошками вместе с ребенком простой ритм. Например, та, та, ти-ти, та, или ти-ти-ти-ти, та,та, ти-ти-ти-ти, та, та, где ритмослог «та» будет обозначать долгий звук, а «ти» - короткий. Со временем ребенок научится сам слышать и повторять за вами ритмический рисунок. Вы прохлопали какой-то ритм и просите малыша повторить. По мере взросления задания усложняем, например, на «та» топаем ногами, на «ти» - хлопаем ладошками. Ритмический рисунок также усложняем. Можно хлопать ритм стихотворения.

Игра «Угадай, что звучит» или «Угадай инструмент».

В этой игре можно использовать не только музыкальные инструменты, но и предметы домашнего обихода: тарелки, ложки, кастрюли, стаканы и т.д. Постучите карандашом или палочкой по нескольким предметам, для начала возьмите не больше трех, чтобы ребенок не запутался, дайте ребенку послушать. Затем попросите отвернуться и постучите по одному из предметов. Пусть малыш угадает предмет, который воспроизвел этот звук. Если есть музыкальные инструменты, то игра аналогична. Но звуки издают инструменты.

Музыку можно рисовать. Дайте прослушать ребенку музыкальное произведение, детские альбомы есть у П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Гречанинова, С. Майкапара, Дебюсси и др. А затем нарисуйте, что вы представляли под эту музыку. Можете рисовать вместе, каждый на своем листе, можно попросить ребенка нарисовать, а потом обсудить, что получилось. Например, «Баба яга» Чайковского: какая она, что делает, где живет?

-2

Чайковский Детский альбом

Гречанинов Детский альбом

Беседы о композиторах, о времени и традициях времени, когда была сочинена музыка, – не забывайте о них. Как беседовать? Это может быть внезапный рассказ на прогулке, когда, гуляя в парке, вы вдруг вспомните о временах года П.И. Чайковского, а придя домой включите малышу такую красивую «Осеннюю песню». Или сходив на балет «Золушка», вы расскажете о его композиторе С.С. Прокофьеве. Т.е. узнавайте сами, а потом в ненавязчивой форме передавайте свои знания ребенку. Так вы и сами подтянете свой культурный уровень, и ребенок будет развиваться.

Ну и конечно домашние концерты. Какой ребенок не любит выступать. И если на публике он стесняется, то в домашней обстановке выступит с большим удовольствием. Талант есть у каждого, можно петь, играть на инструменте, танцевать, дайте волю своему воображению и ­­- вперед. Сначала в кругу семьи, затем можете приглашать родственников и друзей. Можно устраивать концерты к праздникам, например на Новый год.