Часть II: Метамодерн
(внимание: будет много мемов)
Метамодерн – это искусство наших дней. Не все академическое сообщество признает метамодерн. Термин часто фигурирует термин в разного рода интернет-пабликах и мемах. Но в исследовательские круги понятие все же прокралось. Метамодерн, постпостмодерн, новая искренность, новый романтизм, новый гуманизм… Названий много, а суть – одна.
Метамодерн – состояние современной культуры, а метамодернизм – состояние современного искусства.
Модернизм, постмодернизм и метамодернизм выстраиваются в логическую цепь «тезис – антитезис – синтез». Если Модернизм заявлял отказ от искусства прошлого, специальный поиск новых выразительных средств, Постмодернизм оспаривал этот подход, обращаясь к техникам цитирования и коллажа, то Метамодернизм синтезирует все происходящее ранее.
Возникновение метамодерна в 1990-х гг.связывается с появлением Интернета – четвёртой промышленной революции. Метамодерн – это тоска по обесцененным постмодерном сверхсмыслам – философии, религии, художественных и социальных конструктов и т.д. И эта тоска превращается в объект поэтизации. Цитирование постмодерна заменяется присвоением чужого материала («смерть автора»), ирония сменяется постиронией.
Постирония – вообще штука интересная, во многом мемная. Если ирония многим людям понятна (ну, кроме Шелдона Купера), то в постироничном высказывании трудно отделить серьезное от несерьёзного. И таким образом, искусство метамодернизма превращается в колебание между прямым высказыванием и пародии на него. И уловить это колебание практически не представляется возможным.
Поговаривают, что еще существует и метаирония, но это слишком трансцендентный уровень для меня. Тут хотя бы с постиронией разобраться…
Присвоение чужого выражается не только в возможности цитирования материала, но и в использовании общих формул предшествующих эпох – характерных оборотов Барокко, классицизма и романтизма ВООБЩЕ. и композитор пишет пьесы без отсылок на какого-либо композитора, с отсылкой на всю эпоху. В этом и кроется тоска по прошлому. И метамодерн над этой тоской рефлексирует. Это же и есть подлинная смерть автора – в метамодернистских сочинениях музыка по стилистике принадлежит всем и не принадлежит никому.
Чтобы мой словесный поток стал более понятен, стоит продемонстрировать «Китч-музыка» украинского композитора Валентина Сильвестрова. Цикл из пяти пьес написан в 1977 году, когда технически еще бытовал постмодернизм. Но сочинение абсолютно метамодернистично.
Когда я еще не слушала музыку и не видела нот, я подумала, что сейчас будет нечто гротескное, саркастичное, граничащее со «звуковой безвкусицей». Но каково же было моё удивление, когда из динамиков полилась музыка, так сильно похожая на моего любимого Шумана! Заглядываю в ноты – и вижу, что нотная запись совершенно традиционная, её внешний вид так напоминает пьесы композиторов-романтиков! Первая пьеса была невероятно трогательная, просто пробирала до мурашек. Но чем дальше, тем менее пробирало, и все больше такое звучание начинало утомлять… И все пьесы сливались в однообразный звуковой поток. На то еще и работала выставленная композитором динамика, его же ремарки и исполнительские указания:
«Играть очень тихо и предельно тихо, как бы издалека. Мелодию играть как можно ближе к аккомпанементу!! Играть очень нежно, сокровенным тоном, как бы осторожно прикасаясь музыкой к памяти слушателя, чтобы музыка звучала внутри сознания, как бы память слушателя сама пела эту музыку»
Вот – тоска по прошлому. Вот оно – присвоение себе чужого, когда чувствуешь что-то знакомое, но это никак не цитирование чужого материала. Даже не совсем ясен жанр пьес – что-то между элегией, ноктюрном и прелюдиями. Вот и постирония, когда невозможно определить, серьезно ли нужно принимать элегичность музыки, когда само название «Китч» означает безвкусицу? Неясно абсолютно.
Вернуласть тональность, консонантность, мелодия – то, что называется «новая простота». Одноаффектность (одна эмоция в течение всего сочинения), столь характерная для Барокко, тоже возвратилась в метамодерне. Отсюда – общее ощущение минималистичной композиции при отсутствии реальных средств музыкального минимализма.
На самом деле, метамодерн трудно поддаётся описанию. Все время что-то упускается, что-то утекает сквозь пальцы. Как воздух руками ловить. Надеюсь, будущие поколения смогут разобраться, что к чему.
В статье использованы материалы книги Настасьи Хрущёвой «Метамодерн в музыке и вокруг неё» и онлайн-журнала МЕТАМОДЕРНИЗМ
—————————————————————————————————————
Другие статьи автора:
1) И швец, и жнец, и… композитор!
2) Кофе–Петербург–Римский-Корсаков или Чай–Москва–Чайковский?
3) Карло Джезуальдо – авангардист эпохи Возрождения.
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊