Найти тему

Пост, мета и просто модерн – разбираемся в нашей эпохе 3

Часть II: Метамодерн

(внимание: будет много мемов)

Метамодерн – это искусство наших дней. Не все академическое сообщество признает метамодерн. Термин часто фигурирует термин в разного рода интернет-пабликах и мемах. Но в исследовательские круги понятие все же прокралось. Метамодерн, постпостмодерн, новая искренность, новый романтизм, новый гуманизм… Названий много, а суть – одна. 

Метамодерн – состояние современной культуры, а метамодернизм – состояние современного искусства.

Модернизм, постмодернизм и метамодернизм выстраиваются в логическую цепь «тезис – антитезис – синтез». Если Модернизм заявлял отказ от искусства прошлого, специальный поиск новых выразительных средств, Постмодернизм оспаривал этот подход, обращаясь к техникам цитирования и коллажа, то Метамодернизм синтезирует все происходящее ранее. 

Метамодерн - синтез модерна и постмодерна
Метамодерн - синтез модерна и постмодерна

Возникновение метамодерна в 1990-х гг.связывается с появлением Интернета – четвёртой промышленной революции. Метамодерн – это тоска по обесцененным постмодерном сверхсмыслам – философии, религии, художественных и социальных конструктов и т.д. И эта тоска превращается в объект поэтизации. Цитирование постмодерна заменяется присвоением чужого материала («смерть автора»), ирония сменяется постиронией.

Постирония – вообще штука интересная, во многом мемная. Если ирония многим людям понятна (ну, кроме Шелдона Купера), то в постироничном высказывании трудно отделить серьезное от несерьёзного. И таким образом, искусство метамодернизма превращается в колебание между прямым высказыванием и пародии на него. И уловить это колебание практически не представляется возможным. 

Постирония в мемах
Постирония в мемах

Поговаривают, что еще существует и метаирония, но это слишком трансцендентный уровень для меня. Тут хотя бы с постиронией разобраться…

Присвоение чужого выражается не только в возможности цитирования материала, но и в использовании общих формул предшествующих эпох – характерных оборотов Барокко, классицизма и романтизма ВООБЩЕ. и композитор пишет пьесы без отсылок на какого-либо композитора, с отсылкой на всю эпоху. В этом и кроется тоска по прошлому. И метамодерн над этой тоской рефлексирует. Это же и есть подлинная смерть автора – в метамодернистских сочинениях музыка по стилистике принадлежит всем и не принадлежит никому.

-3

Чтобы мой словесный поток стал более понятен, стоит продемонстрировать «Китч-музыка» украинского композитора Валентина Сильвестрова. Цикл из пяти пьес написан в 1977 году, когда технически еще бытовал постмодернизм. Но сочинение абсолютно метамодернистично.

Валентин Сильвестров
Валентин Сильвестров

Когда я еще не слушала музыку и не видела нот, я подумала, что сейчас будет нечто гротескное, саркастичное, граничащее со «звуковой безвкусицей». Но каково же было моё удивление, когда из динамиков полилась музыка, так сильно похожая на моего любимого Шумана! Заглядываю в ноты – и вижу, что нотная запись совершенно традиционная, её внешний вид так напоминает пьесы композиторов-романтиков! Первая пьеса была невероятно трогательная, просто пробирала до мурашек. Но чем дальше, тем менее пробирало, и все больше такое звучание начинало утомлять… И все пьесы сливались в однообразный звуковой поток. На то еще и работала выставленная композитором динамика, его же ремарки и исполнительские указания:

«Играть очень тихо и предельно тихо, как бы издалека. Мелодию играть как можно ближе к аккомпанементу!! Играть очень нежно, сокровенным тоном, как бы осторожно прикасаясь музыкой к памяти слушателя, чтобы музыка звучала внутри сознания, как бы память слушателя сама пела эту музыку»

Вот – тоска по прошлому. Вот оно – присвоение себе чужого, когда чувствуешь что-то знакомое, но это никак не цитирование чужого материала. Даже не совсем ясен жанр пьес – что-то между элегией, ноктюрном и прелюдиями. Вот и постирония, когда невозможно определить, серьезно ли нужно принимать элегичность музыки, когда само название «Китч» означает безвкусицу? Неясно абсолютно.

Вернуласть тональность, консонантность, мелодия – то, что называется «новая простота». Одноаффектность (одна эмоция в течение всего сочинения), столь характерная для Барокко, тоже возвратилась в метамодерне. Отсюда – общее ощущение минималистичной композиции при отсутствии реальных средств музыкального минимализма. 

На самом деле, метамодерн трудно поддаётся описанию. Все время что-то упускается, что-то утекает сквозь пальцы. Как воздух руками ловить. Надеюсь, будущие поколения смогут разобраться, что к чему.

В статье использованы материалы книги Настасьи Хрущёвой «Метамодерн в музыке и вокруг неё» и онлайн-журнала МЕТАМОДЕРНИЗМ

—————————————————————————————————————

Другие статьи автора:

1) И швец, и жнец, и… композитор!

2) Кофе–Петербург–Римский-Корсаков или Чай–Москва–Чайковский?

3) Карло Джезуальдо – авангардист эпохи Возрождения.

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊