Петербуржец Антон Стефановский восстанавливает старинные деревянные предметы и создает новые – в уникальном авторском осмыслении. У его дела, словно у редкого камня – множество граней.
Реставратор и резчик по дереву, художник и скульптор, он умело совмещает теорию и практику, совершенствует свое мастерство и передает ученикам накопленные знания.
Узнали, какой инструмент помогает в воплощении художественного замысла, какой предмет герой считает апогеем искусства и почему интуиция для мастера важна не меньше, чем умение и талант.
Дорога к ремеслу
Антон Стефановский освоил целый калейдоскоп творческих профессий, в его арсенале – опыт и знания в графике, живописи, скульптуре.
В реставрационный лицей поступил ради интереса.
«Я думал, что это ремесло будет не лишним, но и предположить не мог, что оно станет делом моей жизни», — признается герой.
В те годы лицей на улице Морской пехоты был местом сосредоточения талантливых мастеров – многих привлекала возможность иметь свою творческую площадку, постоянные заказы и подмастерий-студентов.
«Это была крепкая ремесленная школа с дореволюционными традициями, многие преподаватели – выходцы из Царскосельских реставрационных мастерских, — продолжает Антон. – Уроки от таких преподавателей – на вес золота».
Главным наставником героя в студенческие годы стал художник-реставратор Всеволод Чернецкий. Первые самостоятельные работы – небольшие и несложные.
«Создавал деревянную утварь, гребни, ложки, подстаканники, — вспоминает мастер. – Чуть позже мне стали доверять проекты с резьбой».
Новая профессия подарила Антону целый калейдоскоп возможностей. Параллельно с резьбой мастер освоил проектирование мебели, искал оптимальные решения – конструктивные и художественные.
Со временем дело пошло на лад, и герою стали заказывать стилевой новодел по авторским проектам.
Рама в стиле барокко, модерновое зеркало – с таких работ начиналось увлекательное путешествие Антона Стефановского по стилям и эпохам.
Священная миссия
Деревянный новодел для петербургского реставратора – неиссякаемый источник вдохновения и непростой труд.
«Нужно проанализировать стиль и адаптировать его к современности, разработать декор, который устроит и меня, и заказчика», — объясняет герой.
Целая веха ремесленного пути Антона Стефановского – работа для церкви. Мастер в составе группы церковных художников реставрировал киоты, восстанавливал храмовый декор, создавал новую мебель и убранство по авторским проектам.
Среди работ художника и реставратора – иконостас в церкви Святого Александра Невского под Санкт-Петербургом, царские и дьяконские врата в Борисоглебском монастыре города Дмитров. Но апогеем церковного искусства мастер уверенно называет резную икону.
Это направление стало для Антона знаковым и открыло двери в Российский Союз Художников.
«Резная икона сочетает реализм и стилизацию, сложный символизм и простоту образа, — говорит мастер. – Это традиционный канон и необыкновенная свобода творчества».
Хорошо забытое старое
За годы работы Антон Стефановский сменил не одну мастерскую, стал соучредителем «Артели М3», а затем и преподавателем. Сегодня герой работает в составе одной из петербургских команд – «Реставратор СПб№1». Здесь не только спасают предметы старины, но и дают жизнь новым уникальным вещам.
Воплощать в жизнь интересные решения мастерам помогает классический столярный арсенал.
Из тяжеловесов – циркулярка и ленточная пила, фуганок и рейсмус. Преимущество здесь отдают двум брендам — Felisatti и Jet. Верный помощник – электрический и пневмоинструмент, здесь у ремесленников собралась мультибрендовая компания.
Некоторые модели в мастерской усовершенствовали, доработали, оснастили дополнительными приспособлениями.
Прогресс-прогрессом, но к ручному инструменту Антон относится с особым пиететом.
«Резьбу по дереву я выполняю только вручную, без копировальных технологий, без станков с ЧПУ, — говорит герой – Считаю, что традиции здесь – основа основ. Никакие станки и современные методы обработки не заменят теплоты и мастерства человеческих рук».
Фаворитов в инструментальном мире у Антона нет, впрочем, как и среди видов древесины. С одинаковым интересом он работает и с недорогой сосной, и с ценными материалами, постоянно экспериментирует, виртуозно сочетая несколько пород в одном изделии.
Если в техниках исполнения мастер следует традициям, то в остальном предпочитает быть в тренде. «Важно постоянно следить за модой и желаниями заказчика, — говорит Антон. Начало моей карьеры – работа со сложными изделиями в имперских стилях. Это дорогостоящие, длительные по времени проекты.
Сегодня чаще заказывают простые и относительно недорогие предметы без витиеватого декора. И такая работа мне очень нравится – нужно искать интересные решения, добиваться лаконичного и яркого звучания при ограниченном бюджете. Ведь проще – не значит хуже».
Стилевые предпочтения заказчиков, по словам героя, поменялись разительно: если раньше многие отдавали предпочтение модерну и барокко, то сегодня все чаще Антон работает с неорусским и восточным стилем. На пике популярности – резные панно и скульптура, это уже работа на грани искусства и ремесла.
Каждый новый проект для мастера – увлекательная история. В мастерскую приходит много необычных заказов – изготовить подставку под акустические колонки в неоруссском стиле, держательницу для посохов, кабинетную скульптуру.
В копилке работ – предметы с необычной судьбой: например мольберт художника Репина или зеркало Ульянова-Ленина.
Но куда более ценными мастер считает совсем другие работы: «У мастеров-реставраторов есть традиция – прятать свои записки за филенками изделия. Когда находишь такую записку – радуешься, а когда вкладываешь свою – становишься сопричастным к истории, к жизни предмета».
Антон говорит, что ему нередко приходится читать мысли заказчика и угадывать его пожелания: «Без развитой интуиции в нашей работе – никуда, часто люди сами не до конца понимают, что хотят. И если ты угодил взыскательному вкусу и даже попал в цвет интерьера, которого никогда не видел – ощущаешь себя настоящим победителем».
Фото: страница ВКонтакте Антона Стефановского,
instagram msandon_craft
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал!
Фуговально-рейсмусовые станки →