Найти тему

Воротам города — 35! Краевед поделился фактами из истории железнодорожного вокзала Златоуста

Церемония состоялась 29 декабря 1986 года. За это время выросло уже два поколения златоустовцев, а сам новый вокзал давно перестал быть новым, а превратился в неотъемлемую часть привычного городского пейзажа. Сам же факт открытия из горячей новости стал одной из страничек нашей истории. Мне довелось тогда не только поучаствовать в этом событии, но и запечатлеть его на фотоплёнку.

С крыши вокзала

День 29 декабря 1986 года выпал на понедельник. Выдался он пасмурным, но не очень холодным. Открытие вокзала намечено на 12 часов местного времени, но уже за час до торжества в здании вокзала стали собираться участники этого события: представители городских властей, руководители Златоустовского отделения ЮУЖД, строители, работники вокзала, журналисты и фотографы. А на привокзальную площадь подходили горожане.

Старый вокзал
Старый вокзал

Я со своим верным «Зенитом» пришёл где-то за час до торжества. Пока шли последние приготовления, мне удалось не только сделать несколько снимков внутри вокзала, но и прогуляться по крыше, сделать фото привокзальной площади оттуда. Любопытно, что на площади у вокзала тогда впервые установили новогоднюю ёлку.

И быстро, и качественно

Торжество началось точно в 12 часов по местному времени, когда в здание нового вокзала открыли доступ всем желающим. Первым делом состоялся торжественный митинг. Не буду пересказывать его ход своими словами, а лучше процитирую родную газету «Златоустовский рабочий». Вот что писал её корреспондент А. И. Ганибесов в материале «Подарок в 4 миллиона» в первом номере газеты за 1987 год:

-3

«Возводил вокзал трест «Южуралтрансстрой» — официально, по отчётным документам. Но нет в Златоусте такой организации, которая бы не приняла самого активного участия в строительстве объекта. Четыре миллиона рублей освоено на его возведение, причём нынче выполнено практически два плана. И вполне оправданна та гордость, с какой сказал на митинге во время открытия нового вокзала секретарь узлового парткома М. Н. Прибылов:

Новый вокзал — победа наша общая. Он построен и сдан на год раньше срока благодаря самоотверженному труду строителей, железнодорожников, работников большинства предприятий города, школьников, студентов. Мы благодарны городскому комитету партии, который ежедневно координировал работу всех организаций по оказанию помощи в строительстве этого уникального дворца…

-4

На митинге выступили также начальник СМП-156 Ю. Л. Александрович, начальник Златоустовского отделения дороги В. В. Попов, заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги Ю. В. Смоленцев, почётный гражданин города, почётный железнодорожник В. К. Егоров, начальник вокзала Л. И. Редькин.

В своём слове первый секретарь горкома КПСС М. Е. Прохоров сказал:

Златоустовцы ещё раз показали, что способны на большие дела, что умеют строить и быстро, и качественно, и это самый важный итог сегодняшнего события.

Все выступившие поздравили собравшихся на митинг с Новым годом, пожелали дальнейших успехов в труде и личной жизни. Затем начальник стройки, руководитель СМП-156 Ю. Л. Александрович вручил символический ключ от нового вокзала председателю горисполкома Г. С. Пономарёву».

Панорама вокзала Златоуста
Панорама вокзала Златоуста

Слово Деду Морозу

После официальной части состоялся небольшой праздничный концерт, подготовленный участниками художественной самодеятельности железнодорожного узла. А начался он со стихотворного поздравления Деда Мороза. Понятное дело, что без этого «фольклорного элемента» в предновогодние дни никак нельзя было обойтись. И здесь открою маленькую тайну: текст для Деда Мороза по просьбе организаторов концерта пришлось написать мне.

К слову, станция Зима отнюдь не поэтический образ. Это реальная железнодорожная станция Восточно-Сибирской железной дороги. Открыта она была в 1891 году в связи со строительством Транссиба и находится от станции Златоуст на расстоянии 3184 км (по железной дороге).

Кстати, в словах «…в кассу брать билет» Дед Мороз тоже был предельно точен. Надо сказать, что открытие вокзала было не формальным, а реальным. Он полностью заработал именно 29 декабря 1986 года. Сразу после торжества заступили на смену билетные кассиры, открылся киоск «Союзпечати», начала работать справочная служба. Это я тоже тогда запечатлел на фото.

О художнике молвите слово

К сожалению, в репортаже об открытии вокзала не упомянут ещё один человек, который внёс свой вклад в новый вокзал Златоуста. Это художник Владимир Иосифович Зозуля, написавший на втором этаже здания большое панно, которым можно полюбоваться и сегодня. В. И. Зозуля (1941—2019) — заслуженный художник РФ, много лет он возглавлял Златоустовское отделение Союза художников России и внёс огромный вклад в развитие культуры в Златоусте.

-6

«…в тесноте сидел я вроде» — и здесь Дед Мороз был прав. Он в «прошлом годе» действительно сидел в тесноте. Чтобы современному читателю стали более понятными эти слова, надо хотя бы в двух словах сказать о том, что предшествовало появлению в Златоусте нового вокзала.

-7

История помнит

В 1890 году в пяти верстах от Златоуста, практически в лесу, появился первый вокзал, или, выражаясь языком того времени, «пассажирское здание второго класса». Возникло это здание в связи со строительством Уфа-Златоустовской железной дороги (1888—1890), которая была официально открыта 8 сентября 1890 года (20 сентября по новому стилю, принятому в России в 1918 году). Первый златоустовский вокзал многое повидал на своём веку. Чтобы подробно рассказать об этом, надо целую книгу написать. Но уже в 1975 году его судьба была решена. Тогда руководством Южно-Уральской железной дороги было принято решение о реконструкции станции Златоуст и строительстве нового вокзала.

В ноябре 1981 года здание златоустовского вокзала, просуществовавшее 91 год, было демонтировано. Первое время, когда готовилась площадка для строительства, было непривычно видеть с привокзальной площади проходящие поезда, которые раньше перекрывались зданием вокзала. Обслуживание пассажиров сосредоточилось в маленьком одноэтажном кассовом зале, здание которого располагалось ниже дома № 180 на улице Аносова. А когда и это здание убрали, железнодорожные кассы и крохотный зал ожидания разместились в цокольном этаже этого дома (позднее там располагался музей Златоустовского отделения ЮУЖД, а сейчас находится магазин сувениров).

Это чудное слово «вокзал»

Почему чудное? Да потому что история его возникновения весьма причудлива. Жила-была в далёком XVIII веке некая англичанка по имени Джейн Вокс (Vaux). И владела она под Лондоном поместьем с изрядным парком, где устроила место для увеселений, которое стали называть Воксхоллом (Vaux+hall — дом, принадлежащий Вокс). Со временем «Воксхолл» трансформировался в «воксал», которым стали именовать сады с помещениями для проведения концертов, ресторанами, яркими палатками. Эти воксалы стали очень популярными в Европе, а потом мода и до России дошла. Ну а когда повсеместно стали строиться железные дороги, то поначалу в пассажирских зданиях тоже часто играли оркестры, напоминая веселье модных «воксалов», отчего и сами здания стали именоваться «воксалами»-вокзалами.

Закончить же эти небольшие заметки о нашем вокзале мне хочется стихотворными строчками златоустовского поэта Тимофея Ветошкина:

Вокзалы — это гамма чувств,
И утверждающий рассвет
Уральский город Златоуст,
Большой и славный, как поэт.
Вокзалы — это брат, отец,
Рукою машущая мать,
И телепатия сердец…
Вокзалы — это, наконец,
То, что пером не описать…

Есть о чем рассказать? Пишите нам:
в социальной сети 
ВКонтакте
на zrg-zlat@mail.ru
Ждем ваших историй!

Александр Козлов, действительный член Русского географического общества