Найти тему
Петр Власов

2МВ: самые массовые ударные самолеты Франции

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

В статье 2МВ: массовые истребители ВВС Франции уже говорилось о том, что к началу 2-й мировой войны французская авиация так и не выработала концепции, какие же именно самолеты понадобятся французам на поле боя. В результате французские ВВС оказались насыщены огромным количеством машин самых разных типов, многие из которых были выпущены в количестве всего нескольких десятков экземпляров. Мало того, по своим летным характеристикам ни один из имевшихся в ВВС Франции самолетов не «дотягивал» до возможностей машин основного противника – Люфтваффе.

В не менее упадочном состоянии находилась и бомбардировочная авиация Франции. На вооружении «Armee de 1’Air» состояло 12 типов бомбардировщиков (и это – не считая их различных модификаций), но большинство имевшихся типов было произведено в количестве, едва превышающем сотню экземпляров! А учитывая, что основная масса этих моделей относились к устаревшим, говорить о серьезной мощи французской бомбардировочной авиации так же просто не приходится.

Поэтому, чтобы не отвлекаться на «пестрый калейдоскоп» самолетов, имевшихся в небольших количествах, и фактически не сыгравших никакой роли в обороне Франции, мы и в этой статье тоже рассмотрим только наиболее массовые модели французских ударных самолетов – тех, что были построены в количестве не менее 200 экземпляров.

Французские средние бомбардировщики Bloch MB.200 и Bloch MB.210

-2

Конструкция, производство:

МВ.200 представлял собой двухмоторный цельнометаллический подкосный моноплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси. МВ.210 являлся переработкой проекта МВ.200 со сменой расположения крыла и убирающимся шасси. Серийное производство: МВ.200 - 1934-1936 гг.; МВ.210 – 1935-1939 гг. Построено 208 МВ.200 во Франции, + 64 в Чехословакии, и 281 МВ.210 во Франции.

ТТХ бомбардировщика Bloch MB.200:

Двигатели: 2 Gnome Rhone GR14K по 870 л.с. каждый. Скорость 285 км/ч, потолок – 8.000 м, дальность – 1.000 км. Вес пустого 4.463 кг, вес взлетный 7.280 кг. Вооружение: 3х7,5-мм пулемета (вперед – 1; назад – 1 над фюзеляжем и 1 под фюзеляжем), 1.200 кг бомб. Экипаж: 4 человека.

ТТХ бомбардировщика Bloch MB.210:

Двигатели: 2 Gnome Rhone GR14N10 по 950 л.с. каждый. Скорость 322 км/ч, потолок – 9.850 м, дальность – 1.690 км. Вес пустого 6.400 кг, вес взлетный 10.210 кг. Вооружение: 3х7,5-мм пулемета (вперед – 1; назад – 1 над фюзеляжем и 1 под фюзеляжем), 1.600 кг бомб. Экипаж: 5 человек.

Боевые качества:

МВ.200 отличался прочностью, надежностью и устойчивостью в полете; однако имел низкие скорость и маневренность. Поэтому уже вскоре после начала серийного производства проект был переработан: шасси облегчили и сделали убирающимся, а расположение крыла сменили с верхнего на нижнее. Эти переделки несколько снизили аэродинамическое сопротивление, однако летные качества улучшились незначительно – ведь фюзеляж сохранил угловатые формы прежнего МВ.200. Положение не улучшилось и после установки более мощных моторов – разве что еще больше увеличилась их надежность. Таким образом, МВ.210 стал переходным видом между старыми угловатыми конструкциями 20-х годов, и новыми аэродинамически усовершенствованными монопланами годов 30-х. Начавшаяся война сразу показала слабость защитного вооружения «Блоков» – 3 торчащих в разные стороны 7,5-мм пулемета оказались не способны обеспечить бомбардировщику хоть какую-то защиту. Единственным достоинством этих тихоходов оставалась хорошая бомбовая нагрузка (от 1.200 до 1.600 кг).

Боевое применение:

Слабовооруженные тихоходные бомбардировщики МВ.200 и МВ.210 фактически не имели шансов на успех в бою, и в ходе войны они понесли ужасающие потери.

Принятие на вооружение усовершенствованных самолетов МВ.210 так и не вытеснило их предшественников: в сентябре 1939 г. в первой линии французских ВВС еще имелось 169 МВ.200. Четыре группы из семи, вооруженных МВ.200, базировались во Франции, остальные - в колониях. С началом боевых действий МВ.200 совершили ряд дневных вылетов на бомбежки, но так как полеты проводились без истребительного прикрытия, «Блоки» понесли серьезные потери, после чего устаревшие МВ.200 начали отводить в тыл - для использования в качестве военно-транспортных и учебных машин. К маю 1940 на фронте оставалось всего 22 МВ.200, да и те использовались как транспортные; остальные находились в различных авиашколах. Правда, в конце мая на базе авиашколы в Блиде (Алжир) сформировали еще одну эскадрилью МВ.200, занимавшуюся патрулированием африканского побережья, и имевшую боевые столкновения с итальянской авиацией. Последнее боевое применение МВ.200 состоялось в июне 1941 в Сирии, где шли бои между войсками правительства Виши с одной стороны и сторонниками де Голля и английской армией с другой.

«Более современными» МВ.210 в начале Второй мировой войны были вооружены 6 бомбардировочных эскадр (каждая двухэскадрильного состава). Но так как устарелость «Блоков» уже признавалась всеми, осенью 1939 часть этих эскадр начали перевооружать на более новые самолеты (LeO 451, Potez Р.633, и др.). Но к моменту вторжения немцев во Францию МВ.210 все еще были вооружены две эскадры, которым пришлось совершать боевые вылеты на бомбежку наступающих германских войск. А уже в середине июня 1940, после потери 20 бомбардировщиков сбитыми и списанными из-за тяжелых повреждений, обе эскадры МВ.210 перелетели в Северную Африку, где и были расформированы.

Средний бомбардировщик Liore et Olivier LeO.451

-3

Конструкция, производство:

Цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1939-1942 гг. Всего построено 554 самолета; из них до капитуляции Франции - 373 экземпляра.

ТТХ бомбардировщика LeO.451:

Двигатели: 2 Gnome Rhone GR14N по 920 л.с. каждый. Скорость 480 км/ч, потолок – 9.000 м, дальность – 2.900 км. Вес пустого 7.800 кг, вес взлетный 11.400 кг. Вооружение: вперед – 1х7,5-мм неподвижный пулемет; назад – 1х7,5-мм пулемет в выдвижной нижней башне + 1х20-мм пушка в верхней установке. Бомбы: 1.500 кг. Экипаж: 4 человека.

Боевые качества:

Средний бомбардировщик LeO.451 перед войной считался одним из лучших самолетов своего типа во всем мире. Он был единственным французским самолетом, не только принимавшим участие в кампании 1939-40 годов, но даже после окончания 2-й Мировой войны остававшимся в активной службе еще 20 лет!

Несмотря на некоторые незначительные недостатки, LeO.451 был очень популярен среди французских экипажей, перешедших в 1939-40 годах на эти самолеты с таких устаревших типов, как Bloch.200 и .210. В начале войны, несмотря на свой значительный вес и размеры, LeO.451 по максимальной скорости был сравним с лучшими французскими истребителями, находившимися в строю. Довольно приличной была и носимая им бомбовая нагрузка – 1.500 кг. Необычно мощным для того времени стало и защитное вооружение самолета: заднюю сферу прикрывала 20-мм авиапушка!

Боевое применение:

К моменту начала Второй мировой войны французские ВВС успели получить всего 10 таких бомбардировщиков; но к маю 1940, когда немцы вторглись во Францию, LeO.451 уже были полностью укомплектованы 3 авиагруппы, и эти самолеты получал еще целый ряд подразделений.

Казалось, такая машина обречена на успех в бою. Однако использование LeO.451 в боях мая 1940 года оказалось крайне неудачным. Командование «Arme de l'Air» применяло эти бомбардировщики в несвойственном им качестве – не для высотных бомбежек, а для штурмовок наступающих немецких войск «с бреющего полета». В результате LeO.451 понесли большие потери от зенитного огня и атак Мессершмиттов, но так и не смогли остановить немецкие бронеколонны. В этих боях из 373 LeO.451, полученных ВВС до капитуляции Франции, было сбито немцами более 150 машин!

Универсальный самолет Potez.63

(тяжелый истребитель, легкий бомбардировщик, самолет-разведчик, штурмовик)

-4

Конструкция, производство:

Цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Разрабатывался как многоцелевой самолет, способный охватить все функции, выполняемые боевой авиацией. Производился в вариантах тяжелого истребителя (Potez.630 и 631), легкого бомбардировщика (Potez.633), разведчика (Potez.637) и штурмовика (Potez.63.11). Серийное производство: 1938-1940 гг.; всего построено 1.395 самолетов всех модификаций (но до капитуляции Франции - 1.115 экземпляров). Из них в варианте легкого бомбардировщика Potez.633 был изготовлен 71 самолет, а в варианте штурмовика Potez.63.11 – более 900 машин.

ТТХ штурмовика Potez.63.11:

Двигатели: 2 Gnome Rhone GR14M по 700 л.с. каждый. Скорость 421 км/ч, потолок – 8.500 м, дальность – 1.480 км. Вес пустого 2.450 кг, вес взлетный 4.520 кг. Вооружение: от 6 до 11х7,5-мм пулеметов, 200 кг бомб. Экипаж: 3 человека.

Боевые качества:

К началу войны (сентябрь 1939 г) в ВВС поступило только 5 самолетов Potez.63.11; остальные «клепались» наспех уже в ее ходе. В спешке производства они часто не успевали получить необходимое оборудование, что сказывалось на ухудшении летных характеристик самолетов. Недостаток необходимого оборудования, а затем – огромные потери от вражеских истребителей и зениток сказались так же и на разнобое вооружения: разные самолеты одной и той же модификации оснащались разным количеством пулеметов. На одних их было меньше, чем предусматривалось проектом, на других наоборот - для защиты от истребителей устанавливали дополнительные «стволы».

Боевое применение:

Разрабатывавшийся как штурмовик, Potez.63.11 в период «Странной войны» в первую очередь передавался в разведывательные эскадрильи, где использовался как воздушный разведчик. К моменту вторжения Вермахта во Францию ВВС получили уже около 500 Potez.63.11 (правда к тому времени из-за отсутствия запчастей и необходимого оборудования около 70% этих самолетов оказались не пригодны к полетам). А внезапный улар Люфтваффе по французским аэродромам уничтожил значительную часть стоявших на земле Potez.63.11. Те же машины, которые приступили к боевым вылетам, несли тяжелые потери от атак немецких истребителей, так как оказались неспособны противостоять Мессершмиттам без истребительного прикрытия. Стараясь скрыться от «Мессеров», пилоты Potez.63.11 старались летать «на бреющем», но у земли их сбивали немецкие зенитки. Да и от своих «Потезам» доставалось: из-за внешней схожести с Bf.110 Potez.63.11 часто атаковывали французские истребители…

Из-за «штурмовщины» производства в период «Битвы за Францию» назвать точное число изготовленных Potez.63.11 невозможно; по приблизительным подсчетам – около 900. После капитуляции в распоряжении французов осталось около 500 этих самолетов. Примерно половина их находилась в африканских колония Франции.

Штурмовик Breguet Br.691/693/695

-5

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси выпускался в трех одинаковых версиях (различавшихся только моторами). Серийное производство: 1939-1942 гг.; построено 384 самолета.

ТТХ штурмовика Breguet Br.693:

Двигатели: 2 Gnome Rhone GR14M по 700 л.с. каждый. Скорость 427 км/ч, потолок – 8.400 м, дальность – 1.350 км. Вес пустого 3.010 кг, вес взлетный 4.900 кг. Вооружение: вперед 1х20-мм пушка + 2х7,5-мм пулемета (могли наклоняться вниз на 15 градусов); назад – 1х7,5-мм подвижный пулемет наверху + 1х7,5-мм пулемет, жестко закрепленный под углом назад-вниз. Бомбы – 400 кг. Экипаж: 2 человека.

Боевые качества:

Первоначально Бреге-691 задумывался как тяжелый истребитель, но в процессе разработки руководство ВВС решило, что Франции пора менять устаревший парк ударных самолетов, и Бреге был переконструирован в штурмовик. Когда же 78 самолетов первого выпуска пошли в войска, авиаторы заявили, что моторы на этой модели слабоваты. И следующие партии Бреге получили более мощные моторы, а заодно и новую маркировку – Br.693 (эта серия стала самой массовой – построено 693 самолета). Носовое вооружение на Бреге сделали поворотным, фиксирующимся в двух положениях: прямо – для воздушного боя, а под наклоном вниз на 15 градусов – для штурмовки наземных объектов (для того же служил жестко закрепленный под углом вниз хвостовой нижний пулемет). Кроме того, большинство Бреге, хоть и являлись штурмовиками, снабжались стационарно установленными фотоаппаратами для возможности ведения фоторазведки.

Боевое применение:

В штурмовках наземных войск немцев Бреге-693 показали высокую эффективность. Но, хотя конструкция Бреге оказалась очень прочной и выдерживала большое количество прострелов, а также была простой в ремонте, эти штурмовики в боях несли буквально катастрофические потери – как от атак вражеских истребителей, так и от огня с земли. К концу июня 1940 г около половины всех выпущенных французами Бреге были немцами уничтожены. После капитуляции Франции немецкое командование разрешило правительству Виши оставить на вооружении только 26 Br.693; все остальные выжившие в боях самолеты были переданы итальянцам, которые использовали Бреге только как учебные.

2МВ: массовые истребители ВВС Франции

2МВ: Бомбардировщики Германии начала войны (1939-1941 гг.)

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.