Без использования противогололедных материалов (ПГМ) в морозы не обходится ни один российский город. Ведь способа более эффективно бороться с наледью пока не придумали. А если пустить это дело на самотек, то ездить и ходить по улицам будет банально опасно.
В этой статье мы рассмотрим основные действующие вещества и материалы, которые используются для борьбы с гололедом.
Итак, в материал для борьбы с гололедом обычно входит одно действующее вещество. Хотя к нему часто примешиваются посторонние включения (если речь идет о неочищенных технических солях) или модифицирующие добавки.
К этой группе относятся:
- Хлористый натрий (галит)
- Хлористый магний (бишофит)
- Хлористый кальций
- Фрикционные материалы
Ниже мы рассмотрим каждый из них отдельно.
Хлористый натрий
Это первое химическое вещество, которые начали повсеместно использовать для борьбы с наледью в России (тогда еще Российской Империи) и за рубежом.
Оно известно и под другими названиями:
- Хлорид натрия (NaCl)
- Техническая соль
- Каменная соль
- Концентрат минеральный галит
Кроме того, хлорид натрия активно применяется в быту и есть на кухне у каждого из нас. Это поваренная (пищевая) соль. От технической она отличается степенью очистки и отсутствием вредных примесей: меди, свинца, железа, различных оксидов, глинистых частиц и прочих. Но, по сути, это одно и то же вещество.
У галита есть ряд преимуществ, которые обусловили его популярность в качестве ПГМ:
- Низкая себестоимость
- Доступность (на территории России расположено несколько крупнейших месторождений соли)
- Быстродействие
Но в наши дни техническая соль в чистом виде уже не применяется – по крайней мере, в больших городах точно, где качество ПГМ достаточно жестко контролируется.
Дело в том, что у нее есть целый ряд серьезных недостатков. Так, техническая соль:
- Разъедает шины и лакокрасочные покрытия машин, ускоряет коррозию их металлических частей
- Оставляет белые разводы на одежде и обуви, делает кожаные изделия жесткими и ломкими
- Засаливает почву, приводя к болезням и гибели зеленых насаждений
- Может вызывать химические ожоги лап у собак после продолжительных прогулок
- Может вызывать аллергические реакции у детей, которые часто играют с загрязненным снегом
Тем не менее, во многих регионах России галит все еще востребован. Это объясняется в первую очередь его дешевизной. Ведь не во всех городах и селах бюджет позволяет покупать более дорогие и щадящие средства.
Хлористый магний (бишофит)
Как и галит, это вещество относится к группе средств на основе хлоридов.
Оно также может продаваться под следующими названиями:
- Хлорид магния (MgCl2)
- Бишофит
В качестве противогололедного средства его начали использовать сравнительно недавно – в начале 2000-х годов. Как раз в то время коммунальные службы начали искать замену агрессивному хлориду натрия.
Хлорид магния имеет такие преимущества:
- Сохраняет эффективность при температурах до -25°С
- Плавит лед и снег быстрее, чем хлорид натрия
Однако вскоре у нового реагента обнаружилась масса недостатков.
В числе них можно назвать такие:
- Водный раствор хлорида магния обладает повышенной вязкостью и после нанесения образует на дороге скользкий маслянистый слой
- Реагент имеет высокий расход
- Водный раствор хлорида магния обладает высокой коррозионной активностью и очень быстро разъедает металлические части автомобилей
По мнению Ассоциации зимнего содержания дорог, использование хлористого магния в качестве противогололедного реагента не только нецелесообразно, но и потенциально опасно. Так, например, государственная экспертиза в 2012 году в Москве показала, что использованный там реагент на основе бишофита по степени воздействия на человека относится ко 2 классу опасности (высокоопасные вещества). Производитель пытался оспорить это решение в суде, но не смог привести убедительных доказательств безвредности своего продукта.
Так репутация хлорида магния в роли ПГМ оказалась основательна подпорчена. Хотя его и сейчас применяют в качестве добавки к хлориду натрия – такая смесь плавит лед при более низких температурах. А некоторые производители до сих пор предлагают противогололедные средства на основе чистого бишофита. Но большой популярностью они не пользуются.
Хлористый кальций
Как и бишофит, хлорид кальция CaCl2 начал активно использоваться в качестве ПГМ в 2000-х годах.
Он выпускается в двух формах:
- Жидкой – ХКМ (хлористый кальций модифицированный, ингибированный)
- Твердой – ХКФ (хлористый кальций фосфатированный)
Соляные растворы, как правило, используются для профилактической обработки дорог, а твердые ПГМ – для борьбы с наледью и снегом.
Хлорид кальция имеет ряд важных достоинств:
- Эффективен при температурах до -30°С
- Отличается высокой гигроскопичностью (способностью поглощать воду) и моментально вступает в реакцию со льдом и снегом
- В отличие от хлоридов натрия и магния, его реакция с водой – экзотермическая, то есть сопровождается выделением тепла (за счет этого резко снижается расход реагента)
- Нетоксичен для человека – соединение зарегистрировано в качестве разрешенной пищевой добавки E509
- Имеет низкий расход по сравнению с хлоридами натрия и магния
Все эти плюсы обусловили высокую популярность реагентов ХКМ и ХКФ в борьбе со снегом и наледью. Тем не менее, до идеала они все же не дотягивают.
Эти вещества имеют такие недостатки:
- Короткое время воздействия – уже через 3 часа сцепление шин с обработанной поверхностью снижается
- Хлорид кальция имеет свойство притягивать воду из окружающей среды, из-за чего дорожное покрытие долгое время остается влажным
- Как и остальные хлориды, он оказывает агрессивное воздействие на металл и бетон, одежду из меха и кожи
- Не решает проблему засоления почвы
Вы можете заметить, что все однокомпонентные реагенты имеют схожий набор минусов. Просто у одних соединений негативное воздействие выражено более ярко, а у других – менее. На фоне этого администрации российских городов периодически призывают совсем отказаться от реагентов в пользу посыпки дорог песком, отсевом или каменной крошкой. Давайте взглянем на них.
Фрикционные (абразивные) материалы
По принципу действия они отличаются от химических реагентов. Абразивы инертны и не способны плавить снег и лед. Вместо этого они улучшают сцепление шин и обуви со скользкой поверхностью.
Для посыпки дорог и улиц зимой могут использоваться:
- Песок
- Отсев фракции 0-5 мм
- Мелкий щебень (каменная крошка) фракции 2-5
- ПГС (песчано-гравийная смесь)
- ПЩС (песчано-щебеночная смесь)
- Дресва
Фрикционные материалы имеют множество преимуществ перед реагентами.
Среди них:
- Низкая стоимость и доступность
- Нетоксичность для человека (при условии, что материал добывается на «чистом» месторождении и проходит сертификацию)
- Безопасность для растений при попадании в почву
- Неспособность загрязнять сточные воды опасными веществами
- Неспособность вызывать коррозию металлических и бетонных конструкций
- Абсолютная безвредность для одежды и обуви
- Сохранение эффективности при любых температурах, включая экстремальные морозы (около -40-50°С)
Тем не менее, широкого распространения в качестве самостоятельных ПГМ эти материалы так и не получили. Почему?
Дело в том, что недостатков у них тоже немало:
- Каменные частицы забивают стоки ливневой канализации, которые затем приходится прочищать – это требует дополнительных трудозатрат и финансовых вложений
- В периоды потепления талый снег смешивается с песком, и улицы покрываются толстым слоем грязи
- Крупные камешки могут вылетать из-под колес и царапать корпуса окружающих машин, бить лобовые стекла, попадать в пешеходов
- Песок и каменная крошка не устраняют саму скользкость, а значит – их нужно постоянно подсыпать
- На дорогах и улицах с высокой проходимостью фрикционные материалы быстро растаскиваются колесами и обувью прохожих
Как видите, даже самые экологичные средства для борьбы с наледью нельзя назвать идеальными. Поэтому современные производители понемногу заменяют их реагентами с более сложным и сбалансированным составом.
В следующих наших статьях мы расскажем о составе и особенностях сложных ПГМ.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#противогололедные реагенты #противогололедные материалы #пгр #пгм #полезные советы #снег #зима #уборка снега #скользскость #гололед