Найти в Дзене
Грунтовозов

Состав противогололедных реагентов (ПГМ) – основные действующие вещества против гололеда

Оглавление

Без использования противогололедных материалов (ПГМ) в морозы не обходится ни один российский город. Ведь способа более эффективно бороться с наледью пока не придумали. А если пустить это дело на самотек, то ездить и ходить по улицам будет банально опасно.

В этой статье мы рассмотрим основные действующие вещества и материалы, которые используются для борьбы с гололедом.

Такая грязь – результат смешения снега с песком, которым всю зиму посыпают дороги
Такая грязь – результат смешения снега с песком, которым всю зиму посыпают дороги

Итак, в материал для борьбы с гололедом обычно входит одно действующее вещество. Хотя к нему часто примешиваются посторонние включения (если речь идет о неочищенных технических солях) или модифицирующие добавки.

К этой группе относятся:

  • Хлористый натрий (галит)
  • Хлористый магний (бишофит)
  • Хлористый кальций
  • Фрикционные материалы

Ниже мы рассмотрим каждый из них отдельно.

Хлористый натрий

Это первое химическое вещество, которые начали повсеместно использовать для борьбы с наледью в России (тогда еще Российской Империи) и за рубежом.

Оно известно и под другими названиями:

  • Хлорид натрия (NaCl)
  • Техническая соль
  • Каменная соль
  • Концентрат минеральный галит

Кроме того, хлорид натрия активно применяется в быту и есть на кухне у каждого из нас. Это поваренная (пищевая) соль. От технической она отличается степенью очистки и отсутствием вредных примесей: меди, свинца, железа, различных оксидов, глинистых частиц и прочих. Но, по сути, это одно и то же вещество.

У галита есть ряд преимуществ, которые обусловили его популярность в качестве ПГМ:

  • Низкая себестоимость
  • Доступность (на территории России расположено несколько крупнейших месторождений соли)
  • Быстродействие

Но в наши дни техническая соль в чистом виде уже не применяется – по крайней мере, в больших городах точно, где качество ПГМ достаточно жестко контролируется.

Дело в том, что у нее есть целый ряд серьезных недостатков. Так, техническая соль:

  • Разъедает шины и лакокрасочные покрытия машин, ускоряет коррозию их металлических частей
  • Оставляет белые разводы на одежде и обуви, делает кожаные изделия жесткими и ломкими
  • Засаливает почву, приводя к болезням и гибели зеленых насаждений
  • Может вызывать химические ожоги лап у собак после продолжительных прогулок
  • Может вызывать аллергические реакции у детей, которые часто играют с загрязненным снегом

Тем не менее, во многих регионах России галит все еще востребован. Это объясняется в первую очередь его дешевизной. Ведь не во всех городах и селах бюджет позволяет покупать более дорогие и щадящие средства.

Хлористый магний (бишофит)

Как и галит, это вещество относится к группе средств на основе хлоридов.

Оно также может продаваться под следующими названиями:

  • Хлорид магния (MgCl2)
  • Бишофит

В качестве противогололедного средства его начали использовать сравнительно недавно – в начале 2000-х годов. Как раз в то время коммунальные службы начали искать замену агрессивному хлориду натрия.

Хлорид магния имеет такие преимущества:

  • Сохраняет эффективность при температурах до -25°С
  • Плавит лед и снег быстрее, чем хлорид натрия

Однако вскоре у нового реагента обнаружилась масса недостатков.

В числе них можно назвать такие:

  • Водный раствор хлорида магния обладает повышенной вязкостью и после нанесения образует на дороге скользкий маслянистый слой
  • Реагент имеет высокий расход
  • Водный раствор хлорида магния обладает высокой коррозионной активностью и очень быстро разъедает металлические части автомобилей

По мнению Ассоциации зимнего содержания дорог, использование хлористого магния в качестве противогололедного реагента не только нецелесообразно, но и потенциально опасно. Так, например, государственная экспертиза в 2012 году в Москве показала, что использованный там реагент на основе бишофита по степени воздействия на человека относится ко 2 классу опасности (высокоопасные вещества). Производитель пытался оспорить это решение в суде, но не смог привести убедительных доказательств безвредности своего продукта.

Так репутация хлорида магния в роли ПГМ оказалась основательна подпорчена. Хотя его и сейчас применяют в качестве добавки к хлориду натрия – такая смесь плавит лед при более низких температурах. А некоторые производители до сих пор предлагают противогололедные средства на основе чистого бишофита. Но большой популярностью они не пользуются.

Хлористый кальций

Как и бишофит, хлорид кальция CaCl2 начал активно использоваться в качестве ПГМ в 2000-х годах.

Он выпускается в двух формах:

  • Жидкой – ХКМ (хлористый кальций модифицированный, ингибированный)
  • Твердой – ХКФ (хлористый кальций фосфатированный)

Соляные растворы, как правило, используются для профилактической обработки дорог, а твердые ПГМ – для борьбы с наледью и снегом.

Хлорид кальция имеет ряд важных достоинств:

  • Эффективен при температурах до -30°С
  • Отличается высокой гигроскопичностью (способностью поглощать воду) и моментально вступает в реакцию со льдом и снегом
  • В отличие от хлоридов натрия и магния, его реакция с водой – экзотермическая, то есть сопровождается выделением тепла (за счет этого резко снижается расход реагента)
  • Нетоксичен для человека – соединение зарегистрировано в качестве разрешенной пищевой добавки E509
  • Имеет низкий расход по сравнению с хлоридами натрия и магния

Все эти плюсы обусловили высокую популярность реагентов ХКМ и ХКФ в борьбе со снегом и наледью. Тем не менее, до идеала они все же не дотягивают.

Эти вещества имеют такие недостатки:

  • Короткое время воздействия – уже через 3 часа сцепление шин с обработанной поверхностью снижается
  • Хлорид кальция имеет свойство притягивать воду из окружающей среды, из-за чего дорожное покрытие долгое время остается влажным
  • Как и остальные хлориды, он оказывает агрессивное воздействие на металл и бетон, одежду из меха и кожи
  • Не решает проблему засоления почвы

Вы можете заметить, что все однокомпонентные реагенты имеют схожий набор минусов. Просто у одних соединений негативное воздействие выражено более ярко, а у других – менее. На фоне этого администрации российских городов периодически призывают совсем отказаться от реагентов в пользу посыпки дорог песком, отсевом или каменной крошкой. Давайте взглянем на них.

Фрикционные (абразивные) материалы

По принципу действия они отличаются от химических реагентов. Абразивы инертны и не способны плавить снег и лед. Вместо этого они улучшают сцепление шин и обуви со скользкой поверхностью.

Для посыпки дорог и улиц зимой могут использоваться:

  • Песок
  • Отсев фракции 0-5 мм
  • Мелкий щебень (каменная крошка) фракции 2-5
  • ПГС (песчано-гравийная смесь)
  • ПЩС (песчано-щебеночная смесь)
  • Дресва
Песок – один из главных фрикционных материалов, которым посыпают наледь зимой
Песок – один из главных фрикционных материалов, которым посыпают наледь зимой
Отсев также можно использовать для посыпки улиц зимой
Отсев также можно использовать для посыпки улиц зимой
Дресва – это сыпучий материал с невысокой прочностью, который образуется в результате выветривания
Дресва – это сыпучий материал с невысокой прочностью, который образуется в результате выветривания

Фрикционные материалы имеют множество преимуществ перед реагентами.

Среди них:

  • Низкая стоимость и доступность
  • Нетоксичность для человека (при условии, что материал добывается на «чистом» месторождении и проходит сертификацию)
  • Безопасность для растений при попадании в почву
  • Неспособность загрязнять сточные воды опасными веществами
  • Неспособность вызывать коррозию металлических и бетонных конструкций
  • Абсолютная безвредность для одежды и обуви
  • Сохранение эффективности при любых температурах, включая экстремальные морозы (около -40-50°С)

Тем не менее, широкого распространения в качестве самостоятельных ПГМ эти материалы так и не получили. Почему?

Дело в том, что недостатков у них тоже немало:

  • Каменные частицы забивают стоки ливневой канализации, которые затем приходится прочищать – это требует дополнительных трудозатрат и финансовых вложений
  • В периоды потепления талый снег смешивается с песком, и улицы покрываются толстым слоем грязи
  • Мелкие зерна под нагрузками от транспорта истираются в пыль, которой весной и летом дышат горожане
  • Крупные камешки могут вылетать из-под колес и царапать корпуса окружающих машин, бить лобовые стекла, попадать в пешеходов
  • Песок и каменная крошка не устраняют саму скользкость, а значит – их нужно постоянно подсыпать
  • На дорогах и улицах с высокой проходимостью фрикционные материалы быстро растаскиваются колесами и обувью прохожих

Как видите, даже самые экологичные средства для борьбы с наледью нельзя назвать идеальными. Поэтому современные производители понемногу заменяют их реагентами с более сложным и сбалансированным составом.

В следующих наших статьях мы расскажем о составе и особенностях сложных ПГМ.

Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#противогололедные реагенты #противогололедные материалы #пгр #пгм #полезные советы #снег #зима #уборка снега #скользскость #гололед