Найти тему
Оборона страны

Китайские субмарины продвигают "Один пояс один путь".

Продажа подводных лодок - мощное оружие в международной игре за власть и влияние. Китай все активнее сочетает его с инициативой "Один пояс, один путь", формируя геополитический ландшафт. Последняя неожиданная поставка подводных лодок иллюстрирует это.

Когда 20 декабря китайская подводная лодка вошла в Малаккский пролив, направляясь к Индийскому океану, сразу поползли слухи, куда она могла направляться. На это получили ответ, когда она вошла в реку Янгон, государства Мьянма, 23 декабря. Буквально на следующий день она была принята на вооружение ВМС Мьянмы как UMS Minye Kyaw Htin.

Церемония ввода в эксплуатацию подводной лодки типа 035B UMS Minye Kyaw Htin
Церемония ввода в эксплуатацию подводной лодки типа 035B UMS Minye Kyaw Htin

О продаже или передаче субмарины ранее не сообщалось. Этот факт подчеркивает растущее влияние Китая в регионе и ту роль, которую продажа подводных лодок играет на геополитической арене, а также влияние Китая на мировой рынок подводных лодок. Китай сейчас поставляет подводные лодки 4 странам, за ними могут последовать и другие.

Покупка подводных лодок не похожа на автомобили, в которых вы выбираете модель из каталога по характеристикам. Их не покупают с полки, вместо этого нужно определить каждый аспект. Место, где они будут построены, степень адаптации, обучение экипажа и текущее обслуживание - все это часть типичной сделки.

Это не просто коммерция, правительства могут поставлять подводные лодки для создания или укрепления альянсов как в случае AUKUS, или, по крайней мере, ожидать благоприятных отношения в будущем. Это особенно актуально, если подводные лодки предоставляются бесплатно или со значительной скидкой. Один из способов сделать это - поставить старые подводные лодки из их собственных запасов. Это может быть беспроигрышным вариантом и ограничивает риск, если политика изменится в будущем.

В Китае разрабатывается подводная лодка с автономным управлением без участия человека.
В Китае разрабатывается подводная лодка с автономным управлением без участия человека.

Хотя Китай на протяжении многих лет был основным поставщиком оборонной продукции для Мьянмы, он не вторгался в область продажи субмарин, оставляя эту прерогативу для Индии и России. Внешне это можно рассматривать как удар в спину индийским усилиям по привлечению бывшей Бирмы на свою сторону.

Мьянма в течении двух десятилетий предпринимала попытки создать собственный подводный флот.. Ровно годом ранее, 24 декабря 2020 года, ВМС Мьянмы приняли в строй свою первую подводную лодку UMS Min Ye Theinkhathu. Примечательно, что эта подводная лодка была передана Индией, непосредственным соперником Китая в регионе Индийского океана.

Обе подводные лодки относительно старых типов, и обе подержанные. Китайская - это тип 035 Ming Class, а индийская - это российская лодка проекта 877 (Kilo). Несмотря на то, что китайская лодка прибыла второй, вряд ли она лучше индийской. Таким образом, внезапное приобретение более старой китайской лодки не связано с модернизацией возможностей Мьянмы. Напротив, это часть более широкой картины. Китай, вероятно, рассчитывает получить следующий заказ или более современные лодки. И в процессе укрепить свое геополитическое положение в Бенгальском заливе.

Бывшая индийская подлодка INS "Синдувир" переданная Мьянме.
Бывшая индийская подлодка INS "Синдувир" переданная Мьянме.

Китай делал нечто очень похожее в прошлом. В 2017 году она поставила в Бангладеш две подводные лодки типа 035 класса Ming ex-PLAN (ВМС Китая).

Последние несколько десятилетий на экспортном рынке подводных лодок доминируют Франция и Германия. Этим крупным игрокам уже бросают вызов. К ним относятся новые участники из Южной Кореи, Испании и Японии. И, конечно же, Россия заинтересована в экспорте подводных лодок. Теперь Китай присоединяется к клубу и стремительно поднимается к вершине.

Китай уже поставляет четырем странам в общей сложности 12 подводных лодок. Самая крупная и, вероятно, самая сложная сделка заключена с Пакистаном. ВМС Пакистана получат восемь подводных лодок типа 039B класса Yuan, четыре из которых строятся на местной верфи.

тип 039 В с воздухонезависимой энергетической установкой
тип 039 В с воздухонезависимой энергетической установкой

Таиланд получает еще одну субмарину, обозначенный как S26T. Между тем, лодки бывшего класса PLAN Type-035 Min, менее способные, чем Yuans, были поставлены в Бангладеш (2), а теперь и в Мьянму (1). Известно, что Китай обхаживает другие страны своими подводными лодками, особенно Нигерию.

Как и Россия, Китай готов поставлять подводные лодки странам, которым западные правительства, по определенным обстоятельствам, поставлять не могут. Но в отличие от России, китайские подводные лодки новых типов идут с воздухонезависимыми энергетическими установками. В сочетании с классическими стимулами "Пояс и путь" это может сделать их особенно привлекательными для международно - изолированных стран.

Игра ведется не только ради денег, но и о стратегическом влиянии и положении в мире. Для Китая существует дополнительное измерение инициативы "Один пояс, один путь". Это стратегия китайского правительства по инвестированию в ключевые инфраструктурные разработки по всему миру. Страны, которые вовлечены в этот масштабный проект, включают Мьянму.

Подписывайтесь друзья! Ставьте лайки!