Продажа подводных лодок - мощное оружие в международной игре за власть и влияние. Китай все активнее сочетает его с инициативой "Один пояс, один путь", формируя геополитический ландшафт. Последняя неожиданная поставка подводных лодок иллюстрирует это.
Когда 20 декабря китайская подводная лодка вошла в Малаккский пролив, направляясь к Индийскому океану, сразу поползли слухи, куда она могла направляться. На это получили ответ, когда она вошла в реку Янгон, государства Мьянма, 23 декабря. Буквально на следующий день она была принята на вооружение ВМС Мьянмы как UMS Minye Kyaw Htin.
О продаже или передаче субмарины ранее не сообщалось. Этот факт подчеркивает растущее влияние Китая в регионе и ту роль, которую продажа подводных лодок играет на геополитической арене, а также влияние Китая на мировой рынок подводных лодок. Китай сейчас поставляет подводные лодки 4 странам, за ними могут последовать и другие.
Покупка подводных лодок не похожа на автомобили, в которых вы выбираете модель из каталога по характеристикам. Их не покупают с полки, вместо этого нужно определить каждый аспект. Место, где они будут построены, степень адаптации, обучение экипажа и текущее обслуживание - все это часть типичной сделки.
Это не просто коммерция, правительства могут поставлять подводные лодки для создания или укрепления альянсов как в случае AUKUS, или, по крайней мере, ожидать благоприятных отношения в будущем. Это особенно актуально, если подводные лодки предоставляются бесплатно или со значительной скидкой. Один из способов сделать это - поставить старые подводные лодки из их собственных запасов. Это может быть беспроигрышным вариантом и ограничивает риск, если политика изменится в будущем.
Хотя Китай на протяжении многих лет был основным поставщиком оборонной продукции для Мьянмы, он не вторгался в область продажи субмарин, оставляя эту прерогативу для Индии и России. Внешне это можно рассматривать как удар в спину индийским усилиям по привлечению бывшей Бирмы на свою сторону.
Мьянма в течении двух десятилетий предпринимала попытки создать собственный подводный флот.. Ровно годом ранее, 24 декабря 2020 года, ВМС Мьянмы приняли в строй свою первую подводную лодку UMS Min Ye Theinkhathu. Примечательно, что эта подводная лодка была передана Индией, непосредственным соперником Китая в регионе Индийского океана.
Обе подводные лодки относительно старых типов, и обе подержанные. Китайская - это тип 035 Ming Class, а индийская - это российская лодка проекта 877 (Kilo). Несмотря на то, что китайская лодка прибыла второй, вряд ли она лучше индийской. Таким образом, внезапное приобретение более старой китайской лодки не связано с модернизацией возможностей Мьянмы. Напротив, это часть более широкой картины. Китай, вероятно, рассчитывает получить следующий заказ или более современные лодки. И в процессе укрепить свое геополитическое положение в Бенгальском заливе.
Китай делал нечто очень похожее в прошлом. В 2017 году она поставила в Бангладеш две подводные лодки типа 035 класса Ming ex-PLAN (ВМС Китая).
Последние несколько десятилетий на экспортном рынке подводных лодок доминируют Франция и Германия. Этим крупным игрокам уже бросают вызов. К ним относятся новые участники из Южной Кореи, Испании и Японии. И, конечно же, Россия заинтересована в экспорте подводных лодок. Теперь Китай присоединяется к клубу и стремительно поднимается к вершине.
Китай уже поставляет четырем странам в общей сложности 12 подводных лодок. Самая крупная и, вероятно, самая сложная сделка заключена с Пакистаном. ВМС Пакистана получат восемь подводных лодок типа 039B класса Yuan, четыре из которых строятся на местной верфи.
Таиланд получает еще одну субмарину, обозначенный как S26T. Между тем, лодки бывшего класса PLAN Type-035 Min, менее способные, чем Yuans, были поставлены в Бангладеш (2), а теперь и в Мьянму (1). Известно, что Китай обхаживает другие страны своими подводными лодками, особенно Нигерию.
Как и Россия, Китай готов поставлять подводные лодки странам, которым западные правительства, по определенным обстоятельствам, поставлять не могут. Но в отличие от России, китайские подводные лодки новых типов идут с воздухонезависимыми энергетическими установками. В сочетании с классическими стимулами "Пояс и путь" это может сделать их особенно привлекательными для международно - изолированных стран.
Игра ведется не только ради денег, но и о стратегическом влиянии и положении в мире. Для Китая существует дополнительное измерение инициативы "Один пояс, один путь". Это стратегия китайского правительства по инвестированию в ключевые инфраструктурные разработки по всему миру. Страны, которые вовлечены в этот масштабный проект, включают Мьянму.