Америка еще не знает Великой депрессии. В просторном зале особняка камерный оркестр играет мелодию. Эта мелодия легка и жизнерадостна настолько, насколько дорога сигара во рту долларового миллионера, насколько безоблачны мысли дочки капиталиста, отплясывающей фокстрот на фоне сверкающих брызг фейерверка. Ночь искрит огнями и шампанским. Джей Гэтсби с лицом Ди Каприо поднимает бокал, и по залу разлетаются заключительные фанфары «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Кто знает, вспомнит этот кадр из фильма.
В 1924 году Соединённые Штаты получили своего первого великого композитора, подарившего нам музыкальное воплощение радостной безмятежности, деловитой бодрости и богемной беспечности. И пусть мажор переходит в минор подобно тому, как любая, даже самая обеспеченная жизнь иногда оборачивается драмой, эта музыка способна заряжать хорошим настроением.
Музыкальный фон планеты
Знаете ли вы, что у человечества есть один несмолкаемый ни на секунду саундтрек, звучащий уже 90 лет? Это «Болеро» Мориса Равеля. По статистике в разных точках земного шара каждые 10 минут оно победоносно льётся из концертных залов, с экранов, и динамиков.
Барабанщик делает первый удар палочкой. У него самая важная партия. Отстукивает неизменный ритм, гипнотически воздействуя на слушателей. Впереди 16 минут напряжения, предельной концентрации – безукоризненно отстучать 4056 ударов! Настоящее профессиональное испытание.
Гипноз усиливает флейта, вроде тех, которые звуком заклинают змей. Её мелодия сладкозвучная и по-восточному изысканная, как изысканный слог Шахерезады, задабривающей своими сказками персидского царя.
Оркестр ведёт торжество ритма к финалу. С этой мелодией неразрывно связаны ассоциации со звуком шестерёнок грядущей индустриализация (Равеля вдохновили промышленные звуки фабрики), и с несущим смерть гулом самолётов с атомными бомбами на борту. Американских солдат перед вылетом в Хиросиму заставляли слушать «Болеро» для поднятия боевого духа. Ужасающий, но всё-таки факт истории. Нарастающий тембр рождает в воображении противоречивые связи мелодии и с триумфальным вкусом победы, и с грозой милитаризма, и с темпераментом испанских танцев.
«Болеро» - математическая прогрессия в музыке, магнетическая. По прежнему восторгает слушателей, как и в 1928 году, когда парижская публика впервые услышала это творение. На утро после премьеры вся французская столица проигрывала в уме гипнотическую мелодию. До сих пор мы слушаем и в уме проигрываем её целыми странами и поколениями.
Как Вы относитесь к данным произведениям? Буду рада Вашим комментариям, лайкам и подписке.
#Музыка
#морис равель
#америка
#великий гэтсби
#барабанщики