Найти тему

Рецензия на сериал "Топи".

Оглавление

«Топи» - это так по-Гоголевски.

Русская деревенская глушь, дьявольская чертовщина и проблема продажного человека – что это, если не Гоголь? Но нет. Это Дмитрий Глуховский (автор сценария «Топей», трилогии «Метро» и многих других прекрасных книг).
Занятно, что режиссер картины Владимир Мирзоев («Борис Годунов», «Как Надя пошла за водкой», «Неправильные») в своем интервью «Bookmate Journal» сказал, что «Митя — наследник традиции, которая восходит, наверное, к Гоголю. Если мы вспомним гоголевские вещи — они ведь очень фантастичны и в то же время глубоко психологичны» (ист.
https://journal.bookmate.com/mirzoev-interview/). А значит под грудой жутких странностей, которые ежеминутно сваливаются на нас в течение всего сериала, мы можем разглядеть творчески завуалированный упрёк в адрес современного российского общества: «Вот смотри, какое ты!»

На хуторе близ деревеньки Топи.

Вся визуальная составляющая «Топей» - сплошные русские леса, древесные домишки, старики и одна загадочная красавица. В каждом скрипе, цветочке и лице персонажа кадр создает фокус подозрительной напряженности и интригующего кошмара.

Сюжетной чертовщины настолько много, что ты сначала пытаешься уловить, запомнить, распутать и понять, а потом: «К чёрту! Просто смотрю». А после того, как ты окончательно нахлебался всей этой путаной жути, тебе любезно раскрывают суть происходящих вещей.

Вишенкой на торте в «Топях» стала музыка. Группа «АИГЕЛ» выпустила одноименный альбом с 10 треками, которые звучат в сериале. Каждый трек музыкально отображает витающее напряжение и словно подсказывает в своих текстах, что это всё «тебе кажется».

Все мертвые души остались в Топях.

«Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью» (Гоголь в «Мертвых душах»).
«Какое вы вялое поколение. Балаболы и слабаки. Не убить толком, не подохнуть» (Глуховский в «Топях»).

В сюжетной линии сродни Гоголевскому порицанию Глуховский по-своему, но довольно открыто высмеивает недуги русского общества. Здесь и продажное СМИ в виде одного из главных персонажей Максима. Герой - журналист, думающий только о статусе и признании, но не о правде и пользе. Здесь и человеческий эгоизм, который различными действиями выражают абсолютно все герои картины. И за свои ошибки, за свои желания и стремление, чтобы сбылось только то, что им нужно, герои расплачиваются более значительным – жизнью или свободой. А мистический персонаж в роли хозяина указывает на то, что все мы безнадежные и неспособные стать частью достойного общества. «Всем нужен хозяин».

Гоголь ИЛИ Глуховский?