Управление конфликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей минимизации конфликта и его разрешения.
Конфликтом можно управлять, если:
·участники признают реальность конфликта, возникших противоречий;
·участники признают права сторон на свои позиции;
·создаются специальные рабочие группы по регулированию конфликтного взаимодействия;
·конфликтующие стороны заинтересованы в конструктивном, взаимовыгодном решении конфликта.
Конфликт неуправляем, если:
• одна или обе стороны желают продолжения конфликта;
• эмоциональные отношения таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;
• конфликт – это верхушка айсберга, и его разрешение не решит глубинных проблем;
• различное восприятие участниками сути конфликта, связанное с различными жизненными ценностями;
• агрессивная концепция среды, культуры.
Стадии управления конфликтом
Прогнозирование – выявление возможных причин конфликта. Прогнозировать возможные конфликты можно, если:
·изучать и наблюдать свои эмоциональные реакции, особенности поведения, индивидуально-психологические свойства;
·изучать индивидуально-психологические особенностей коллег;
·расширять свои знания и способности анализировать ранние симптомы скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.)
Предупреждение (профилактика) – это вид деятельности, направленный на недопущение конфликта. Это, в первую очередь, управление своим поведением.
Стимулирование конфликта – это деятельность, направленная на вызов, провокацию конфликта. Это стратегия мобилизации активности в обществе, с целью его модернизации, внедрения прогрессивных идей (классовая борьба, социальная революция, научно-техническая революция, сексуальная революция).
Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам.
Регулирование – это действия участников конфликта, а также третьих лиц, по преодолению конфликта.
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого для оппонентов решения конфликтной ситуации.
Анализ конфликта
Для эффективного управления конфликтом важно провести всесторонний анализ сложившейся конфликтной ситуации.
Полную лекцию см.: https://psylaser.ru/lectures/psychology-conflict/conflict-management.html
Лекции по психологии: https://psylaser.ru/