На консультации от клиентов нередко слышу фразу: "Он/она стал(а) частью меня" или "С ним осталась часть меня". ... Что это за "расчлененка"? О какой части себя идёт речь?
Понятно, что физически человек остаётся целостным и дело в его личности. Разобравшись, что он вкладывает в абстрактное понятие "часть себя", можно уже обозначить конкретные шаги, как эту часть вернуть и стать целостным не только физически, но и психологически.
Когда человек говорит о других как о своих частях, это значит он закрывает этими "частями" брешь в своей собственной идентичности: недостающие потребности, нечеткие жизненные ориентиры, неустойчивую или неясную систему ценностей, непонимание, кто я вообще такой и в чём моя ценность и индивидуальность.
Переживая утрату близкого, человек горюет больше не о самом факте физической утраты, а об утрате каких-то важных для себя функций, которые этот близкий выполнял: функцию собеседника, утешителя, защитника, контролёра, обеспечителя, позволял не замечать своих внутренних проблем (страха одиночества, смерти), его присутствие рядом обозначало социальный статус человека, вектор его жизнедеятельности, собственную значимость, например.
Однако утрата не означает, что вместе человеком должна утратиться часть себя. Она лишь обнажает наши внутренние проблемы, дефициты, травмы - всё то, с чем можно и нужно работать в личной терапии.
Когда мы делаем кого-то частью себя - это ещё и говорит о потребности быть в слиянии. Быть в слиянии - это значит переложить на другого ответственность за свою жизнь.
Слияние, симбиоз - это созависимые отношения матери и ребёнка, где мать понимает, что без неё ребёнок не выживет и она должна обеспечивать его комфорт, а ребёнок ощущает свою полную неспособность справиться с вызовами жизни. Только если в случае матери и ребёнка - это естественный процесс, то в случае двух взрослых людей это может означать лишь психологическую незрелость партнёров.
Потребность в слиянии - это иллюзорная потребность в идеальном другом, который всегда будет в полном согласии с нами, будет обеспечивать безусловные принятие и любовь, смягчая столкновение с противоречиями этого мира.
От одной женщины я услышала фразу: "Когда он ушёл от меня, я почувствовала себя ребёнком, которого бросили". Состояние ребёнка - это про беспомощность, про неспособность защитить себя и справиться с возникшим состоянием фрустрации. Чтобы с ним справиться, нужно обрести опору в себе. Психотерапия даёт такую возможность. Опора начинается с поиска и укрепления своей идентичности.