Найти тему
soullaway soullaway

Великий и неповторимый Юрий Никулин.

Иногда я размышляю на странные темы. Не то чтобы часто, но бывает, что в голову лезут специфические мысли. Например, о кинематографе. Нет, я не буду писать о том, что в Советском Союзе снимали исключительно хорошие фильмы. Были и там неудачные ленты. Я не собираюсь говорить о том, что исключительно в той ушедшей навсегда стране были великие актёры. Они были в и других странах. И фильмы и актёры. Мне скорее интересно сможет ли наше суетливое время оставить кого-то если не сопоставимого то хотя бы подобного такой глыбе как Юрий Никулин? И почему-то чем дольше живу, тем больше закрадываются сомнения.

Знаете же, что сейчас модно писать всякие обзоры на старые фильмы и небрежно так говорить – мне не зашло? Каждый раз, когда вижу это словосочетание, хочется поинтересоваться – что тебе дружок не зашло? И куда оно не зашло? В твою голову, наполненную каким-то вздором из интернета? Или в пластмассовую душу похожу на копию снятую с копии? Куда и что должно зайти-то? Непонятно…

Можно попробовать сказать, что масштаб личности видится на расстоянии, но только не в случае с Никулиным. Здесь перед нами та история, которая сложилась при жизни. Более того он и легендой на мой взгляд стал ещё будучи не глубоким стариком. Кто-нибудь обращал внимание, что сниматься в кино он почти перестал ещё в 80-х годах? Все свои легендарные роли он сыграл до того как ему исполнилось 60 лет. Но и после этого возраста он продолжал работать. Конечно, для моего поколения он скорее ассоциируется с передачей «Белый попугай», но кто из нас не видел его в роли Балбеса? Не думаю, что такие люди существуют. Речь конечно о людях, которые родились до второй половины 80-х годов. К слову стоит учитывать, что Юрий Владимирович не ограничивался исключительно комедийными ролями. Он ведь снимался и у Тарковского, и у старшего Бондарчука и у Германа. Никулин был куда более сложным человеком, чем его персонажи у Гайдая.

-2

И рассматривая его биографию, стоит обратить внимание на то, что роль в фильме «Они сражались за Родину» для него значила больше чем ещё один выход на съёмочную площадку. Ведь и сам Никулин прошёл Великую Отечественную войну. Был он и контужен, и даже представлен к ордену Славы третьей степени, но вместо него получил медаль «За отвагу». Впрочем, за наградами он явно не гнался. Его куда больше интересовала сцена.

Довольно занятно сейчас читать о том, что он не смог поступить в ГИТИС. Не взяли его и во ВГИК. Комиссия сочла, что в молодом человеке недостаточно актёрских способностей. Хотя именно он в итоге и стал одним из самых узнаваемых актёров Советского Союза. Но карьеру же он делал благодаря цирку. Цирку он и оставался верен до самого конца. Да, мы помним его по ролям в кино и телепередачам, но до 1981 года она регулярно выходил на сцену цирка, который стал его вторым домом. Всего же этому заведению он отдал полвека своей жизни. После сцены он был и главным режиссером и художественным руководителем. При нём же и было построено новое здание на Цветном бульваре. К слову это одно из тех мест, куда я очень хочу попасть в Москве. Снаружи-то я там неоднократно гулял, но вот на представлениях не был. Надо как-нибудь с детьми туда выбраться.

-3

Кстати кто-то обращал внимание, что в кинематограф Юрий Никулин пришёл в 36 лет? Как правило, на съёмочных площадках начинают работать намного раньше, но в его случае судьба сложилась иначе. И глядя на его известность может закрасться подозрение, что вот же перед нами огромная звезда. Но это звезда какой-то другой формации. Таких ведь сейчас нет и не будет.

Можете обвинить меня в стариковском брюзжании, но, на мой взгляд, современные звёзды в сравнении с ним мелки. Слишком много пафоса и самолюбования. Здесь же человек прожил огромную и в чём-то даже невероятную жизнь. Жизнь, полностью посвящённую работе и семье. О Никулине не ходит никаких скандальных легенд, не найдёте вы и информации о том, что он вёл себя где-то неподобающе. И судя по всему, он был невероятно достойным человеком. Человеком, который с детства привык выполнять ту работу, за которую взялся. К слову он москвич, а обычно их рисуют какими-то другими людьми. Ну, вот очередной пример, что неважно, где родился и вырос человек. Куда важнее, каким он вырос.

-4

В самом начале я задался вопросом – а сможет ли наше поколение оставить после себя кого-то подобного? И, к сожалению глядя на такой пример глыбы нашего кинематографа я не могу ответить утвердительно. Нет, и не будет сейчас подобных личностей в истории нашего кинематографа. Возможно, потому что кинематограф заменили шоу-бизнесом. А может быть и потому что сейчас другое время.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.