Обводный канал, конечно, не является символом парадного Петербурга, если пройти по нему от начала до конца, понимаешь, что это растянувшаяся на восемь километров бывшая промзона, но на Обводном канале можно встретить интересные памятники архитектуры, постройки, сооружения.
Обводный канал — это антипод парадного Санкт-Петербурга, но в тоже время он является неотъемлемой частью города, его истории, культуры.
Обводный канал является сложным гидротехническим сооружением, имеющим протяженность как указывалось выше восемь километров.
Он соединяет между собой реку Екатерингофку с рекой Невой и очень долгое время являлся важнейшей транспортной артерией города.
Первоначально целью создания Обводного канала являлось оградить город водной преградой и валом от попадания в него нежелательных элементов и эпидемий, и в первую очередь канал осуществлял оборонительную функцию.
А уже во вторую очередь это снижение риска от наводнений, регулярно посещавших город, путем отведения Невской воды от центра города.
Направление строительства канала определялось дуговой магистралью, образованной рекой Фонтанкой, Литейным и Загородным проспектами.
Строительство Обводного канала продолжалось более шестидесяти лет под руководством лучших инженеров того времени.
Первоначальный проект Городского вала и канала был составлен инженером Л.Л. Карбоньером.
Он руководил постройкой первого участка Обводного канала от реки Екатерингофки до Лиговского канала.
Работы по сооружению канала на этом участке начались в 1769 году, а завершились в 1780 году.
Ширина канала намечалась 10 сажен (21,3 м), а из вынутой земли предполагалось устроить вал высотою около 2,6 м с каменными бастионами, а также городскими воротами, расположенными на главных въездных дорогах.
Руководство дальнейшими работами на канале с 1805 по 1833 года было возложено на специальный комитет, возглавляемый инженерами Ф. П. Деволантом и А. А. Бетанкуром.
Производство же работ поручалось инженеру П. П. Базену, имевшему в этой области большой опыт.
Как говорилось выше одной из главных целей канала было отведение наводнений от города, но с этой целью Обводный канал не справился, так как проектировщиками не была учтена природа Санкт-Петербургских наводнений.
Наводнения в городе случаются от нагонной волны со стороны Балтики, а не по причине поднятия уровня воды в Неве из Ладожского озера.
Причину наводнений Санкт-Петербурга объяснил Пьер Базен, ему же принадлежала идея строительства дамбы в Финском заливе.
Эта идея была осуществлена только строительством Комплекса защитных сооружений осуществленным с 1979 по 2011 года.
Но поскольку Обводный канал сооружался и как городская граница, через него было переброшено несколько мостов.
Рядом с мостами располагались городские заставы, на которых осуществлялся паспортный и таможенный контроль.
На парадном въезде в город на участке с Петергофской дорогой в 1770 году архитектором Антонио Ринальди были сооружены Триумфальные ворота из гранитных блоков и мрамора.
Ворота получили название «Лифляндских».
Но эти ворота, к сожалению, не сохранились.
В 1828 году ворота были разобраны.
Через Обводный канал было переброшено восемь мостов.
Одним из них являлся уникальный мост-акведук, по которому вода Лиговского канала благополучно миновала Обводный канал.
Сегодня этот мост называется Новокаменным.
Сам Лиговский канал был ликвидирован в 1895 году и на его месте располагается Лиговский проспект и трудно поверить что на его месте ранее располагался самый протяженный канал на Севере нашей страны, который нес воды речки Дудергофки из района Красного села в район Песков (исторический район Санкт-Петербурга), где на месте современной Бассейной улицы находились бассейны, вода из которых пор специальным трубопроводам доставлялась в фонтаны Летнего сада.
Лиговский канал был сооружен в самом начале основания нашего города в 1718-1721 года.
И скорее всего основной функцией Лиговского канала была транспортная.
По нему в город возили строительные материалы, сырье готовую продукцию.
В октябре 1833 года Обводный канал был окончательно построен и открыт для судоходства.
Благодаря своему месту на его берегах быстро строятся и развиваются различные промышленные предприятия города.
Именно промышленная застройка Обводного канала до сих пор определяет городской пейзаж его берегов.
Кроме того, в то время Обводный канал стал открытым городским коллектором, в воды которого промышленные предприятия сбрасывали свои промышленные стоки.
Поэтому среди обывателей города его называли «Обвонным каналом».
В начале Обводного канала располагается Александро-Невская лавра.
В конце 1840 годов на набережной канала были сооружены Хлебные амбары.
Эти Амбары принадлежали Александро-Невской лавре и сдавались в аренду купцам хлеботорговцам.
Раньше их было 56, но до нашего времени сохранилось только пять.
Старейшим предприятием на берегу Обводного канала существующим и в наше время является фабрика «Веретено».
Одно из крупных бумаготкацких предприятий в нашей стране.
Существует оно с 1835 года.
Недалеко располагался старейший в стране пивоваренный завод «Калинкинский» который ведет свою историю с 1795 года.
В 1922 году завод получил новое имя – Степана Разина и под этой маркой проработал до 2005 года.
Сейчас все производство перенесено с Обводного канала в Веселый поселок и носит название Хейнекен.
Еще одним крупным предприятием, которое появилось на берегу Обводного канала в XIX веке это Скотопригонный двор на Московском проспекте.
Он совмещал две функции:
- был крупным оптовым рынком крупного рогатого скота;
- главная городская скотобойня.
Позднее мясокомбинат был перенесен на Московское шоссе, а на старом месте располагался Молокозавод (Петмол).
В настоящее время производство перенесено на Парнас, а на его месте возведен жилой комплекс «Легенда».
Так как Обводный канал строился как городская граница, его охрану несли казачьи полки.
В 1840 году рядом с Александро-Невской лаврой были построены казачьи казармы.
В них располагались Гвардейский Казачий и Атаманский его Императорского Величества полки.
Казачьи полки осуществляли и охрану общественного порядка в районе Лиговки и Обводного канала.
Крестовоздвиженской собор на Лиговском проспекте, стал полковой церковью казачьих полков.
Еще одним полком, который имел казармы и храм на берегу Обводного канала, был Егерский гвардейский полк.
Полковым храмом был Храм Святого мученика Мирония, который находился на набережной Обводного канала недалеко от Витебского вокзала, снесен в 1934 году.
Обводный канал замыкает Храм Богоявления Господне на Гутуевском острове.
Храм сохранился, в настоящее время в нем ведутся службы.
Когда он был построен то настолько понравился, что были сооружены еще две его копии, одна в Харбине, другая в Благовещенке.
Еще один Храм сохранившейся до нашего времени – это церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала, построена она была в 1904 году.
В 1819-1822 годах на Обводном канале по проекту архитектора В.П. Стасова были сооружены Измайловские Провиантские магазины (склады).
Построены они были на месте учебного плаца Лейб-Гвардии Измайловского полка.
Всего было сооружено четыре провиантских склада.
Позднее два из них, которые располагаются рядом с Лермонтовским проспектом были объединены в одно здание и приспособлены под манеж Николаевского кавалерийского училища.
Его главное здание расположено на Лермонтовском проспекте в доме 54.
Училище было одно из самых элитных в царской России.
Вело оно свою историю с 1823 года, когда была основана Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Выпускником этой школы был М.Ю. Лермонтов, правда учился он еще в старом здании школы, которая располагалась на Исаакиевской площади.
Это здание было построено в 1839 году.
Перед зданием установлен памятник М.Ю. Лермонтову.
С развитием железных дорог, рядом с Обводным каналом строятся железнодорожные вокзалы.
Это Варшавский вокзал и Балтийский вокзал.
В настоящее время Варшавский вокзал не действует. Железнодорожные пути убраны, а в его помещении расположен торговый центр "Варшавский экспресс".
Через Обводный канал были построены железнодорожные мосты.
Для Николаевской железной дороги соединявшей Санкт-Петербург и Москву, ныне Московский вокзал, были сооружены через Обводный канал мосты, которые называют Американскими.
Мосты были построены в 1840 годы.
Называются они Американскими потому, что руководил их строительством американский инженер Д. В. Уистлер.
В связи с развитием производства рядом с Обводным каналом началось строительство доходных домов для рабочих.
В 1907-1908 годы у Обводного канала была построена небольшая “мельница Мордуха” (по имени ее первого хозяина : купца второй гильдии Д. И. Мордуха).
В 1908 г. по проекту архитектора и инженера Л.Ф.Геллерта была возведена четырехэтажная железобетонная вальцовая мельница.
Высота сооружения составила 17 м, длина – 65 м, ширина – 10,3 м.
Был построен также двухэтажный железобетонный склад площадью 1000 кв. м.
Рядом расположен элеватор.
После революции в 1922 году предприятие получило наименование Первой государственной мельницы имени В. И. Ленина, а с 1932 г. – Мельничным комбинатом имени В. И. Ленина.
С марта 1993 г. комбинат стал Открытым Акционерным Обществом «Мукомольный комбинат «Невская мельница».
Но самым крупным предприятием на Обводном канале, это конечно знаменитый "Красный треугольник".
Треугольник» — это первая в России резиновая фабрика.
Свою историю отсчитывает с 1860 года, когда Фердинанд Краузкопф учредил Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ).
В 1918-ом завод был переименован в «Красный треугольник».
В 1932 году завод начал производить синтетический каучук...
С 1992 по 1996 прошло разделение комбината на три отдельных завода: резинотехнических изделий, шинный («Петрошина») и резиновой обуви. В 1993-м к кордегардиям усадьбы Строганова пристроили склады, у главного дома разобрали бельведер.
В 1997 году завершилась приватизация предприятия, разделившая корпуса между несколькими десятками собственников.
При мэре Собчаке обсуждался вариант засыпать Обводный канал, создав на его месте автомагистраль, а «Красный треугольник» предлагалось снести и застроить жилыми кварталами.
В 2000 году Федеральная служба налоговой полиции наложила арест на активы ОАО «Красный треугольник».
В мае 2001 года в отношении предприятия было возбуждено производство по делу о банкротстве.
Сейчас без боли смотреть на нынешнее состояние некогда процветающего предприятия невозможно.