Были тактические приёмы, которыми в годы Второй мировой часто пользовалась Красная Армия и почти никогда не пользовались её враги. Некоторые могут сказать, что приёмы эти появились не от хорошей жизни. Это вопрос дискуссионный. Но, в любом случае, они иллюстрируют героизм и самоотверженность советских солдат и офицеров.
И в этой статье я расскажу о военных "приёмах", которые характерны только для русских солдат. Героизм бойцов русской армии известен на протяжении всей истории: атака русских солдат в крепости Осовец, героическая оборона Брестской Крепости или подвиг 9-ой роты. Поэтому сейчас я не буду останавливаться на какой-то определенной войне, а постараюсь описать все особенности объективно.
№3 Штыковая атака и рукопашная схватка
«Пуля – д*ра, штык – молодец», – говорил Александр Васильевич Суворов. Правда, если бы он заглянул из своего 18-го века в 20-й, то, возможно, взял бы эти свои слова обратно: технологии огнестрельного оружия выросли просто несоизмеримо!
Как бы то ни было, но наследники Суворова продолжали воевать по его заветам. На Западе от штыка уже практически отказались, считая его второстепенным анахронизмом, и старались добиваться успеха стрелковой подготовкой. А вот Устав Красной Армии продолжал ориентировать бойцов:
«Конечная боевая задача – разбить противника в рукопашной схватке».
В Великую Отечественную большинство штыковых атак и рукопашных схваток были инициированы советскими бойцами. Немцы и их союзники такого приёма ведения боевых действий избегали. Ведь это нерациональное поведение: пока сблизишься с противником – половина людей (а то и больше) уже будет убита или ранена от его огня. Да и сама тактика пехотных подразделений Вермахта рассматривала использование немецких солдат как отдельных стрелков.
Штыковой бой с русскими ветераны вермахта вспоминали как самое страшное и неприятное, что им довелось пережить на Восточном фронте.
Один из героев Сталинграда генерал Василий Чуйков рассказывал: позиции его 62-й армии проходили максимально близко к позициям немцев, поэтому столкновения часто переходили в рукопашные схватки. Некоторые солдаты и матросы так поднаторели в них, что орудовали винтовками как вилами.
У советских сапёрных лопаток было два отличия от немецких: лезвие углом, а не полукругом; наличие темляка на рукоятке. Для того, чтобы лопатку тоже можно было использовать в рукопашной.
Разумеется, штыковая атака не была "изобретением Великой Отечественной", и практиковалась задолго до гитлеровского вторжения. В период Первой Мировой, русские солдаты также шли "в-штыковую" (особенно эффективной эта тактика была в период, когда по обе стороны фронта был кризис боеприпасов, ближе к середине войны). Во время Гражданской и Белые и Красные также часто сходились в рукопашную (можно вспомнить например Егорылское сражение)
№2 Развед-выходы за «языками»
Захват языка – приём, широко применявшийся нашими разведчиками. Командование регулярно ставило им задачу: выкрасть из расположения врага солдата или офицера – чтобы допросить его и узнать о противостоящих нам на этом участке фронта силах.
По словам Героя Советского Союза Владимира Карпова (который после войны стал известным писателем), за годы войны он доставил командованию 79 «языков».
«Самое обидное, когда при отходе убивало «языка». Когда из нас кто-то погибнет, не так страдали, как страдали, когда теряли «языка», – вспоминал разведчик Николай Григорьевич Хваткин, – ведь что такое потерять «языка»? Это целая проблема! Надо по новой идти! А куда идти? Там все всполошились и нас уже ждут».
Немцы, финны и другие союзники Германии целенаправленно не использовали такой метод добывания информации вообще. Они считали его сомнительным: ну какую там ценную информацию сможет сообщить вражеский солдат или младший офицер? Его дело маленькое – он ничего не знает и о силах, ни о планах командования. Нерационально рисковать жизнями разведчиков (квалифицированных кадров) для таких скудных и малополезных данных!
Поэтому немцы предпочитали добывать информацию другими путями. Самый известный из них – чрезвычайно распространённый самолёт-разведчик Fw 189 («Рама»).
№1 Последний патрон и последняя граната для себя
Самоубийство при неминуемой угрозе взятия в плен – редкость у немцев. На это не решился даже фельдмаршал Паулюс. Хотя все, начиная с Гитлера, намекали и подталкивали его к такому шагу.
А в Красной Армии не только генералы, но и многие простые бойцы оставляли последний патрон для себя, чтобы не попадать в плен. А иногда – гранату, чтобы был шанс прихватить с собой кого-нибудь из врагов.
Последний подобный эпизод произошёл в 2018 году в Сирии, когда российский лётчик майор Филиппов, катапультировавшись из сбитого Су-25, был окружён боевиками и подорвал себя гранатой.
Некоторые говорили – он предпочёл смерть, потому что знал: в плену его ждут тоже самое. Но и наши враги тоже были уверены в этом, однако «последнюю гранату» в руках не взрывали даже в безнадёжной ситуации.
🔵 5 советских генералов, которые погибли в бою с оружием в руках, как простые бойцы
Русские сражаются отчаянно, и военным путём Россию не взять. Это геополитические противники хорошо уяснили после Второй Мировой. Россию можно победить только изнутри – взрастив поколение, которое не знает свою историю, и считает патриотизм чем-то бессмысленным. Это "игра в долгую", но гораздо более эффективная, чем война.
Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники, и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, какие ещё "особенности" можно добавить в этот список?
Чем закончилась самая большая конная битва за всю историю Гражданской войны: Егорлыкское сражение