Нюхательный табак получил широкое распространение в западноевропейских странах еще в 16 веке. Конечно, в первую очередь к пагубной привычке пристрастились дворяне и монархи, создавшие вокруг этого настоящий ореол элитарности. С подачи предприимчивого француза Жана Нико (от его же фамилии произошло слово «никотин») перетертые в пыль листья табака стали рекламировать как средство от головной боли. Тогда еще мало кто догадывался о вредных свойствах этого вещества, поэтому даже те, кому вкус и запах не нравился, считали своей обязанностью идти в ногу со временем и употреблять модный продукт. Для получения должного эффекта табачный порошок следовало нюхать.
Чаще всего мигренью, как считалось, болели женщины, так что дамы и быстрее пристрастились к этому зелью. Не обошла мода стороной и российскую императрицу Екатерину II. Она любила не только сам табак, но и те вещи, которые шли с ним в прямой связке. Она любила роскошные детализированные табакерки, собирала в своих личных вещах даже целую коллекцию, которая сегодня считается историческим и культурным достоянием. На эти предметы мы сегодня и посмотрим, хотя бы через экран.
Табакерки вошли в моду в 16 веке в моду. Сначала они были простыми, из папье-маше, но очень быстро их стали украшать: привлекали к росписи лучших художников, добавляли золото и серебро, усыпали жемчугом, бриллиантами, изумрудами. Затем появились табакерки, вырезанные из полудрагоценных камней – малахита, яшмы, сердолика - и украшенные камеями. Табакерки стали ценным подарком, их преподносили возлюбленным, ими расплачивались за деликатные услуги, их вручали в качестве награды, и, конечно, коллекционировали.
В Россию мода пришла в 18 веке и быстро распространилась не только среди богатых зрелых дам, но и среди юных девушек. Например, судя по сохранившейся описи, у внучки Петра I Натальи Алексеевны было более 10 табакерок, а она скончалась в 14 лет.
В бриллиантовой кладовой Эрмитажа хранится большая коллекция табакерок, принадлежавших русским императорам и членам их семей.
До наших дней сохранилось несколько табакерок, некогда принадлежащих Петру I. Первая, проехавшая вместе с царем всю Фландрию и Британию, вырезана из дерева в форме голландской шхуны и декорирована золотом и перламутром. Внутри второй находятся изображения того, что было Петру ценнее всего,- портрет младшего сына Петра и вид Петербурга.
Во время правления Елизаветы Петровны табакерки стали «статусным предметом» и обязательной деталью туалета. Они всегда были на виду, ими хвастались, демонстрируя свое богатство и вкус. Каждый пытался перещеголять другого в дизайне и количестве украшений на табакерке. Табакерками со своим портретом Елизавета Петровна награждала придворных, которые пользовались ее особой благосклонностью. И сама императрица с удовольствием принимала в дар эти вещицы, каждая из которых была уникальным произведением ювелирного искусства.
18 век в мировой истории порой шутливо называют «веком табакерки», настолько популярно было это украшение. Такой предмет был нужен для каждого случая особый, нередко в нем отражалась политическая или личная жизнь владельца. Их подбирали под наряд, настроение или время года. Особые «зимние» табакерки изготавливались из панциря черепахи, перламутра или рога, а «летние» — из камня или металла. Бывали табакерки с обманным кармашком, куда можно было спрятать табак, если не было желания делиться, или эротические картинки.
Но основную часть эрмитажной коллекции составляют табакерки Екатерины II, не зря ее имя вынесено в название статьи. Причем не только ее личные (а у нее их было порядка 200): там можно встретить и табакерки с портретами царской семьи, и личные табакерки фаворитов Екатерины, и настоящие шедевры - табакерки из золота, с бриллиантами, жемчугом и драгоценными камнями.
Пока был жив Петр III, страсть к табаку Екатерине приходилось скрывать - ее супруг курил трубку, а «нюхальщиков» терпеть не мог. Она предавалась удовольствию тайно, одалживаясь табаком у придворных. Но вот уже Екатерина-императрица в полной мере смогла отдаться «табачной страсти». Правда, у нее была интересная привычка: она брала порошок только левой рукой, потому что правую протягивала подданным для поцелуя. Один из залов Зимнено дворца (Синий кабинет) императрица даже называла Табакеркой. Специально для нее сеяли табак в Царском селе, а порой она сама его высушивала и перетирала.
Екатерина с удовольствием пополняла коллекцию табакерок, которые из раза в раз становились все более вычурными и дорогими. Изготовлением их занимались самые известные ювелиры, и они нередко стоили целое состояние.
Например, для Екатерины II сделал табакерку знаменитый швейцарец Иеремия Пезье – автор большой императорской короны. Простая по форме, прямоугольная табакерка Пезье поражает изысканным орнаментом, оттисками изображения Екатерины Великой в образе Минервы и обилием драгоценных камней. На ее крышке в корзинке, сложенной из бриллиантов, покоится огромный сапфир.
А немецкий ювелир Иоганн Готлиб Шарф на крышке одной из изготовленных им табакерок расположил медальон с изображением Лизетты — левретки императрицы.
Во времена Екатерины вошли в моду фигурные табакерки самых замысловатых форм. В той же коллекции Эрмитажа хранятся коробочки в виде золотого мопса (говорили, что их использовали масоны), льва, вырезанного из золотистой яшмы, модной шляпы, корабля и т. д. Декор табакерок мог рассказать о чувствах влюблённых: роза — признание красоты, незабудка — обещание верности, тюльпан — брачное предложение. Изображение рыбной ловли на удочку означало флирт.
Одна из табакерок, хранящихся в Эрмитаже, была выполнена в честь подписания Кючук-Кайнарджийского мира с Османской империей, и на ней изображен султан Абдул-Хамид I.
Особой честью одаривались значимые военачальники или люди искусства. Им могли преподнести табакерки с изображением монарха, что порой было почетнее ордена, или царскими вензелями.