Даже в нашем насквозь виртуальном мире бизнесу нужно место, чтобы работать. Кому-то нужен, как минимум, аэродром, а кому-то хватает маленького магазинчика, чтобы зарабатывать на жизнь и хлеб с маслом. Насколько же маленьким по площади может быть бизнес?
Самые свежий рекорд на сегодня, судя по всему, принадлежит англичанам. Им для успешного ведения дел достаточно одного квадратного метра, точнее 9 квадратных футов, это даже чуть меньше, чем квадратный метр. Главное, где эти футы расположены, и знать, как этой площадью грамотно распорядиться.
Но для этого нужно немного погрузиться в историю.
Когда-то давным-давно, когда еще не было мобильных телефонов, единственной возможностью позвонить с улицы были телефоны-автоматы. Все было предельно просто: вставляете в телефон монету, набираете номер, и можно говорить 2-3 минуты. Такие телефоны-автоматы были расположены в стратегических местах на улице и ими мог воспользоваться любой желающий, были бы в кармане монетки нужного номинала.
Оригинальный дизайн красной телефонной будки, которую сами англичане считают таким же символом Британии, как двухэтажный автобус, Биг-Бен, лондонский «бобби» или черный автомобиль-такси, был разработан еще в 1924 году. Крупнейший деловой центр тогдашнего мира одним из первых обзавелся сетью таксофонов. Первую модель К1 сочли не очень удачной. Будку модели К2 разработал знаменитый британский архитектор сэр Джайлз Гилберт Скотт. В 1926 году ее снабдили золоченой короной на фасаде – как-никак телефония тогда была частью Королевской Почты. Потом появились не очень популярные модели с третьей по пятую. А потом, к серебряному юбилею восшествия на трон короля Георга V в 1935 году, тот же сэр Джайлз ее обновил до модели К6. Ее сделали чуть меньше и чуть «обтекаемей», в духе десятилетия скоростей и воздушных рекордов. И решили, что достаточно, идеал достигнут.
В середине 2000х ученые провели исследование, собрав огромную базу данных по движению людских потоков в Лондоне и проанализировав полученные данные на компьютере. Как оказалось, телефонные будки, которые стоят на своем месте еще с конца 1920-х, в 9,5 случаях из 10 расположены именно там, где они идеально выполняют свои функции – всегда на виду, на проходимом месте, точно там, где они могут понадобиться людям. И точно в том количестве, которое нужно, чтобы не создавать большую очередь, хоть сами британцы иронически называют стояние в очереди своим национальным спортом.
К6 стала самой популярной и массовой будкой, которая прошла через все перипетии британской истории. Даже в войну их не стали перекрашивать в защитный цвет, хотя предложения были – мол, слишком ярко, демаскирует для наблюдателей с воздуха. Британские телефонные будки без изменений пережили Битву за Англию, коронацию Елизаветы II, «Битлз», Холодную Войну, «Спайс Гёрлз» и готовились пережить уже третьего монарха на своем счету. Общее число будок в Британии перевалило за 60000.
Самый страшный удар по символу нанесли не экономические кризисы и политика, а близкие родственники - мобильные телефоны. Когда в кармане есть персональный телефон, по которому можно позвонить в любое время, когда нужно владельцу, ни один таксофон, даже с такой заслуженной историей, не выдержит конкуренции. Как и сотни других артефактов устаревших технологий, красные будки ждала незавидная перспектива – свалка и, в лучшем случае, пресс и переплавка, чтобы превратиться в более нужные вещи.
Но, как это часто бывает в Англии, вмешалась Ее Величество Традиция. Как оказалось, порядка 200 будок К2 и около 3200 будок модели К6 являются историческими объектами. То есть без соответствующего согласования с властями их нельзя убрать, их нельзя передвинуть или даже просто перекрасить. Иначе испортится исторический облик улицы. И что еще интереснее – многие исторически ценные будки фактически являются недвижимостью, то есть к ним «приделан» еще и кусок земли под ними.
В 2008 году British Telecom, которая была оператором всех таксофонов, запустила программу «Усынови будку» - так она избавлялась от висящего на балансе бесполезного имущества. За символическую плату в 1 фунт стерлингов можно было стать владельцем одной из «исторических» будок, с обязательным условием содержать ее в порядке и превратить во что-то общественно полезное. Так появились будки-медпункты с запасом средств для первой помощи и дефибриллятором, будки-библиотеки, в которых меняются книгами, неизбежные в наше время будки-зарядники, где можно «подкачать» севший смартфон и так далее. Внутри можно делать что угодно, но ни в коем случае нельзя трогать внешний облик.
Удивительно, но на то, чтобы догадаться, что это не просто будка, а недвижимость в историческом центре Лондона или другого крупного британского города, и в ней можно открыть собственный бизнес или сдать ее тому, кто хочет его открыть, потребовалось несколько лет. Цены на недвижимость, тем более коммерческую, в центре британской столицы заоблачные. А тут получается готовое помещение с землей под ним, да еще и защищенное законом от любых посягательств. Дальше дело техники: даже на 9 квадратных футах можно разместить кофейный автомат, запас воды, кофе, стаканчиков, сливок и сахара и толкового бариста. И вот к бывшему телефону-автомату где-то в Вестминстере стоит очередь из клерков, бизнесменов и даже членов Палаты Общин за ежедневной дозой кофеина.
Помните про почти идеальную проходимость? Оказалось, маршруты, по которым ходят люди, не сильно изменились с 1920-х. И купить стаканчик кофе или какие-нибудь сладости не откажется каждый десятый, а всего потенциальных покупателей ежедневно проходит десятки и сотни тысяч. А ведь еще есть туристы, которые как раз ходят в исторических районах, и непременно захотят купить какую-нибудь безделушку или магнитик. Или кто-то готовится к свиданию и обязательно заскочит в микроскопический цветочный магазинчик за букетиком. И бесполезная будка внезапно начинает стоить £30000-45000. А можно безо всякого бизнеса – купить за £32000 будку напротив Британского Музея и превратить ее в картинную микро-галерею, которая будет доступна миллионам посетителей ежегодно.
Разумеется, British Telecom, упустившая такую возможность, пытается регулярно судиться с владельцами будок. Но люди, превратившие £1 в сумму в 30-40 тысяч раз большую, указывают на то, что с их стороны сделка выполняется безупречно: общественная польза есть? будка нетронута? компания получила свой фунт и передала права на будку? «Да» по всем пунктам - так что судиться не за что.