Найти в Дзене
ActivityEdu

Рособрнадзор обличает учителей: у 80% проблемы с оцениванием

Оглавление

На Международной научно-практической конференции «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании» заместитель руководителя Рособрнадзора Евгений Семченко занимался любимейшим делом чиновника, надзирающего за образованием: указывал на проблемы учителей, связанные с предметной и методической подготовкой, а также объективностью оценивания. Выступающие часто вспоминали задачу вхождения России в десятку лучших стран по качеству общего образования, но никто из чиновников, экспертов и ученых даже не упомянул о хроническом недофинансировании этой сферы. О том, могут ли научно-практические разработки Российской академии образования (РАО) помочь в решении насущных проблем образовательных организаций, педагогов и школьников, размышляет наш обозреватель.

Ярлыки от надзирателя

В начале декабря в РАО в смешанном формате прошла Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании». Президент РАО Ольга Васильева, которая совсем недавно трудилась на посту министра просвещения, заявила, что на конференции «были сформулированы ключевые теоретические и методологические положения современной педагогики».

К сожалению, первый же докладчик, которого мне довелось послушать, заставил сомневаться в научно-практическом характере мероприятия, поскольку заместитель руководителя Рособрнадзора Евгений Семченко в характерном для надзирателя и оценщика стиле обличал учителей и навешивал ярлыки.

Рособрнадзор в течение многих лет проводит национальные исследования качества образования среди школьников, Всероссийские проверочные работы, итоговую аттестацию, исследования профессиональных компетенций педагогов. Эти результаты показывают, что, безусловно, есть определенные проблемы, которые в условиях пандемии за последние полтора-два года очень существенно обострились. Что это за проблемы? Это, в первую очередь, проблема с нашими педагогами, к сожалению, с нашими учителями: примерно 20% испытывают определенные проблемы в предметной подготовке, около 50% испытывают проблемы в методической подготовке; до 80% педагогов имеют проблемы, связанные с объективностью оценивания,– поставил диагноз чиновник надзирающего органа.

«Специалист» по методике и оцениванию

Необходимо сказать несколько слов о «крупнейшем специалисте» по методической подготовке учителей и системам оценивания, чтобы читатели сами смогли решить, стоит ли прислушиваться к его выводам и выпадам.

Евгений Семченко окончил Государственный университет управления по специальности «Управление природопользованием». Долгое время работал в Рособрнадзоре, затем по предложению Сергея Кравцова возглавил департамент государственной политики и управления в сфере общего образования в Минпросвещения, а в октябре 2021 года назначен заместителем Анзора Музаева. Ничего, как видите, необычного: к школе никакого отношения никогда не имел, но оценивать работу педагогов любит.

В ранге директора департамента Минпросвещения приходил на эфир радио «Комсомольская правда» и веселил радиослушателей, а затем и читателей нашего портала удивительными фразами. Например, такими: «решением руководства было принято решение, адресованное в адрес глав субъектов», «это же как бы естественно» и «это пока мои предварительные как бы анализы».

Фото: выступление Евгения Семченко на конференции
Фото: выступление Евгения Семченко на конференции

Правда, риторика высказываний Евгения Семченко в то время была несколько иная. Видимо, он был вынужден подстраиваться под бравурный стиль выступлений министра Кравцова, у которого спектр оценок состояния дел в сфере школьного образования варьируется, как правило, от «отлично» до «великолепно».

Еще раз: мы не должны оценивать, вешать ярлыки, как обычно у нас это бывает. Мы всегда начинаем наказывать невиновных, награждать непричастных. Нам не этим надо заняться,– уверял в ту пору Евгений Семченко.

И куда только делось нежелание «оценивать, вешать ярлыки» сразу после возвращения чиновника из Минпросвещения в Рособрнадзор?

Кравцов опускает планку

Едва ли кто-то может с уверенностью сказать, что у современных педагогов нет никаких проблем. Вот и директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Елена Казакова, выступая на конференции, сообщила о наличии у нынешних молодых педагогов дефицита предметно-методической подготовки. Обратите, кстати, внимание на отличия в формулировках человека, профессионально занимающегося педагогикой, и чиновника, бесконечно далекого от проблем школьного образования.

Кроме того, Елена Ивановна обратила внимание на увеличивающийся разрыв между сильными и слабыми вузами по качеству подготовки специалистов. Ничего удивительного в этом нет. Достаточно вспомнить, с какими низкими баллами можно поступить на бюджет в некоторые региональные педагогические вузы страны.

Что действительно поражает, так это стремление министра Кравцова все ниже и ниже опускать планку минимальных баллов для подведомственных вузов. Это неминуемо приведет к приходу через несколько лет в образовательные организации страны выпускников, которые с трудом смогли освоить школьные предметы лишь на минимальные – «кравцовские» – баллы ЕГЭ: 30 – по иностранному языку, 32 – по литературе, 36 – по физике, химии и биологии, 40 – по информатике и ИКТ. Если называть вещи своими именами, то на «троечку с минусом».

Человеко-экзамены Рособрнадзора

Обвинения школьных учителей в необъективном оценивании звучат нелепо из уст надзирателя за образованием. Чиновникам Минпросвещения и Рособрнадзора сначала стоило бы вспомнить, чьими стараниями в школах воцарилась трехбалльная система и почему учителям проще перевести не справляющихся с учебной программой детей в следующий класс, чем оставить на второй год.

Кроме того, вызывают недоумение жалкие потуги Рособрнадзора связывать умение педагогов объективно оценивать знания школьников исключительно с точным совпадением четвертных отметок и отметок за Всероссийские проверочные работы (ВПР). Если вывод о 80% учителей, якобы имеющих проблемы с объективностью оценивания, базируется на этом критерии, то грош ему цена.

Евгений Семченко с гордостью произнес, что в Рособрнадзоре ежегодно анализируют «десятки миллионов результатов человеко-экзаменов». Хотелось бы понять, какую пользу принес этот анализ российскому школьному образованию. На этот вопрос чиновники Рособрнадзора категорически отказываются отвечать, но продолжают гордиться колоссальным объемом данных для анализа.

Пора бы уже поднатужиться и на основании этих уникальных данных установить, с чем, например, связан провал на ОГЭ по математике в этом году. Может быть, какая-то доля из этих человеко-экзаменов поможет найти ответ на вопрос, почему выпускники 9-х классов разучились решать даже простенькие геометрические задачки. Только вот едва ли мы дождемся внятного анализа. Это гораздо сложнее, чем развешивать ярлыки.

Чиновникам Рособрнадзора не помешало бы критично взглянуть на свою деятельность, прежде чем обличать учителей. Иначе получается, что надзиратели в чужом глазу соринку способны разглядеть, а в своем и огромного бревна не замечают.

Помощь РАО и новый призыв

Президент РАО Ольга Васильева назвала образование самой мощной движущей силой прогресса. Сложно с этим не согласиться, но если оценить, как регулярно правительство страны принимает решения о повышении денежного довольствия силовиков при набивших уже оскомину обещаниях «разработать новые единообразные подходы к формированию заработных плат учителей», то можно сделать вывод, что движущей силой прогресса являются силовые структуры.

Что полезного может сделать РАО? К примеру, академики могут еще раз показать российскому правительству связь между объемом вложений в образование и результатами. Подобные исследования проводились Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и мы подробно рассказывали о них в статье «Образовательные результаты и инвестиции: эффективны ли вложения России».

Евгений Семченко завершил выступление на конференции традиционным призывом, который в последние годы звучит, словно заклинание: «Вперед, в десятку лучших стран мира по качеству общего образования!»

Предлагаю более привлекательный и соответствующий текущему моменту призыв:

Вперед, в десятку лучших стран мира по уровню реальных доходов педагогов школьного, дошкольного и дополнительного образования!

Результаты исследований ОЭСР и опыт Москвы свидетельствуют, что претворение этого девиза в жизнь позволит России занять достойное место среди стран-лидеров по качеству общего образования.

Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.
Записи трансляций пленарных сессий Международной научно-практической конференции «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании» доступны по ссылкам:
1-й день; 2-й день.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.