Все места съёмок, интерьеры и любопытные подробности культового фильма Эльдара Рязанова известны, идентифицированы и детально разобраны многими авторами. Рижский вокзал столицы, Витебский вокзал Ленинграда, станция Лосиноостровская, Таганская и Тишинская площади, пешеходный мост в Анадырском проезде в Москве и деревня Новое Гришино Московской области, купе плацкартного и мягкого, «Егоровского» вагонов- это перечень основных мест, где проходили съёмки картины. Но вот открываем «Википедию», читаем пересказ сюжета: «После свадебного банкета Вера решает устроить Платону ночлег в гостинице «Интурист», но от дежурной Марины получает отказ.» и далее: «Вера во второй раз пытается устроить ночлег для Платона в «Интуристе». Дежурная Юля согласилась, но через некоторое время отказывается, так как из-за плохой погоды привезут группу туристов, летевших в Москву.» О чём это? Какой Интурист в городе Заступинске? Обращаемся к картине, перематываем немного назад от описанных сцен. В дверях вокзала Вера произносит: «Надеюсь, что против «зала интуриста» Вы возражать не станете?» После этого герои сразу оказываются в этом самом зале, где им предстоят несколько важных для сюжета диалогов. Не будем им мешать, отойдём от съемочной площадки, стараясь не задеть раскалённое осветительное оборудование и кабели, струящиеся по полу. Попробуем определить наше местоположение. Интерьер помещения вполне реальный, не выглядит построенным в павильоне киностудии. Перед тем, как попасть в «зал интуриста», герои идут по Витебскому вокзалу Ленинграда. А где же их поездка или прогулка до гостиницы «Интурист»? Эльдар Александрович вырезал это из финальной версии картины? Однако, на кадрах с «залом интуриста», в окне (за спинами героев) видна платформа и вагон поезда. Мы всё ещё на вокзале, в помещении первого этажа, выходящем окнами на платформу. А как же зал гостиницы «Интурист»? Встроенных в здание вокзала отелей ВАО «Интурист» в Советском Союзе не было, герои никуда не уехали с Заступинского вокзала. Определяя, помещение какого именно вокзала мы видим на кадрах, примем во внимание, что подобных помещений (с таким видом из окон и их формой) на Витебском Вокзале не было и нет. Рижский- единственный вокзал столицы, основное здание которого расположено параллельно путям платформы дальних поездов. Характерные детали отделки фасада и форма окон первого этажа Рижского вокзалах хорошо заметны на кадрах, где Вера на несколько минут выходит из помещения. Таким образом, мы в «зале интуриста» на Рижском вокзале столицы/ на вокзале города «Заступинска». Очевидно, что Рижский, как один из самых «туристических» вокзалов Москвы, нуждался в местах размещения иностранцев, изолированных от основного потока пассажиров. Как известно, это практиковалось повсеместно- особые сектора и этажи в гостиницах, отдельные вагоны в «Красной стреле» и других фирменных поездах и т.д. Вот и здесь, в Заступинске (на Рижском вокзале) был оборудован «зал интуриста» или зал ожидания/пребывания для иностранных туристов и организованных групп. Доступ туда простым пассажирам был закрыт и даже за плату пройти дальше поста дежурной было невозможно. И не было никакой гостиницы «Интурист», как неверно пишут некоторые авторы, введённые в заблуждение фразой веры о «зале интуриста». Если вы знаете, что сейчас размещается в этом помещении на Рижском вокзале, где проходили съёмки картины- пишите в комментариях. Различных залов специального обслуживания на вокзалах и в аэропортах сегодня гораздо больше, но это уже совсем другая история.