В серии статей про свет мы уже разобрали его базовые характеристики и поговорили про светотеневой рисунок. Настало время обсудить источники света и обсудить их именно с точки зрения фотографа. Нужно отметить, что сы уж качались физических характеристик источников, когда говорили о базовых характеристиках, но сейчас нам нужно разобрать характеристики источников света в контексте формируемого ими светотеневого рисунка. Этим мы и займемся в настоящей статье.
Источником света могут выступать естественные и искусственные осветители. Главным естественным источником для нас является солнце, при этом оно может светить как напрямую, так и через слой облаков. В последнем случае облака служат нам гигантским софтбоксом. Искусственных источников света очень много, помимо профессионального фотографического оборудования ими могут служить различные лампы, фонари, гирлянды,пламя свечи и так далее.
Рассмотрим подробно главные характеристики источников света для фотографа.
1. Жесткость
Этот параметр характеризует тип света по отношению к объекту съемки, который излучает источник. Если источник меньше освещаемого объекта, свет от него будет жестким. Жесткий свет имеет направленные лучи и дает четко очерченную тень. В противоположность ему, мягкий свет е имеет четко направленных лучей, поэтому тень от него размытая.
2. Размер источника
Этот момент тесно связан с предыдущим пунктом. Маленький источник света, расположенный далеко от объекта, всегда будет давать жесткий свет, даже если на нем имеются различные рассеивающие насадки. Чтобы получить мягкий свет, источник света должен быть больше снимаемого объекта. И чем он будет больше, тем мягче будет свет. Отсюда и идет любовь фотографов к большим софтбоксам и октабоксам.
3. Положение источника.
Этот параметр кардинально влияет на характер светотеневого рисунка. В целом различают переднее (фронтальное), передне-боковое (передне-диагональное), боковое, задне-боковое (задне-диагональное) и заднее (контровое) расположение источника света.
Учитывая, что источников может быть несколько, каждый из них будет иметь свое расположение по отношению к модели. Если источников несколько, то главное внимание уделяется источнику рисующего света. Что такое рисующий свет, мы с вами подробно рассмотрим в следующей статье.
4. Высота источника
Очень важный параметр, так как высота также напрямую влияет на характер светотеневого рисунка. Чаще всего наиболее оптимальной считается высота источник под углом 45 градусов по отношению к снимаемому объекту.
Когда мы говорим о высоте крупного источника света, такого как окно или софтбокс, нужно понимать,что отправной точкой для расчета высоты является центр источника. Достаточно часто приходится наблюдать такую ошибку, когда фотограф в студии при съемке поясного портрета располагает софтбокс так, что его центр приходится на область туловища модели, а голова едва закрыта краем осветительного прибора. Подобное расположение приводит к тому, что лицо (самая важная часть в портрете) будет освещено плохо.
Рассмотрим все это на практическом примере. Мы хотим снять поясной портрет девушки с одним источником света. Мы хотим использовать мягкий свет с плавными переходами от света к тени на конечном изображении, поэтому выбираем источник мягкого света - софтбокс. Размер этого софтбокса должен быть больше снимаемого объекта, здесь все индивидуально, но в целом прямоугольного софтбокса размером 90х60 см нам будет достаточно. Расположение источника: выбираем классическое передне-боковое расположение, это даст нам хороший светотеневой рисунок и плавный градиент на противоположной от источника стороне. Высота источника: выбираем классические 45 градусов по отношению к объекту съемки.
В итоге получаем вот такой портрет.
В следующей статье мы с вами рассмотрим типы света.
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.
Удачи вам и отличных фотографий!