Найти тему
Юрий Смирнов

Июнь 1995

01.06.

Школа. Экзамены. Чувство такое, что всё, что мы ни делаем, всё – липа. И всё от безысходности. Ни малейшего проблеска, только какие-то, довольно-таки неуверенные, намёки на него, а скорее – лишь ожидание его. Учитель скован нищенской и часто не выплачиваемой вовремя зарплатой. Приусадебные участки – «дачи» – жесточайшая необходимость – плантации, где и плантаторы, и рабы – сами же хозяева – вкалывают как проклятые, чтобы обеспечить себя хотя бы овощами-фруктами. Основная работа не кормит. Основная работа после такого «отдыха на даче» – фикция. О каком же творчестве учителя здесь можно говорить. Государство просто издевается над учителями, витийствуя о творчестве. И масса ненужной бумаги и ничего не значащих отчётов. Неслучайно многие уходят из школы.

А дети?! Разве их заманишь тем, что их потом не обеспечит – знаниями? Нищенство их не привлекает. Да и какого нормального человека это может привлечь. Поэтому их идеалы вне сферы знаний: естественнонаучных, гуманитарных, эстетических, этических. Государство же не слепо. Ведь этот раздрай бумерангом ударит по тому же государству. Пусть не сейчас. Но пройдёт десяток лет и многое вернуть, восстановить не удастся.

Каким же всё кажется безнадёжным и пустым. И какое же здесь можно найти удовлетворение.

10.06

Думаю больше об отпуске: съездить домой, порыбачить, набродиться по лесу, отмахать косой сено – помочь родителям. Всё остальное такая ненужная суета. А ещё книги, друзья, то есть то, что вне отпуска мимолётно и неполно, штрихово, а потому оставляет только горький осадок недомысленного, недоговорённого, недополученного, недоданного. Жду отпуска, и пусть всё катится в тар-тарары.

13.06.

Был на турслёте. Первый день отпуска.

Эстафетные этапы турслёта подсуживают, причём так заметно и ненавязчиво глупо, в пользу 5-й школы. Для чего? Чтобы они поехали на областной турслёт? Ну, если у них хорошая спортивная база, пусть едут; причём здесь места на районном турслёте. А если нет, то обеспечьте всем необходимым того, кто честно выиграл, и пусть они едут на областной; а после можно всё забрать назад. Это, по крайней мере, честнее по отношению к детям. После такого судейства детей калачом не заманишь на любые соревнования.

От подлости и пустоты – тошнит. Напиваться не хочется. Ещё острее боль. Единственное нормальное желание – увидеть, чем эта вакханалия закончится, и хоть как-нибудь помочь ей побыстрее закончиться.

28.06.

Стефан Гейм. «Агасфер». Гессе Г. «Синддхартха».

Противоборство Агасфера (и Люцифера) и Христа – основная тема. Кто же прав? Может быть тот, кто проповедует ницшеанскую свободу в силе и рабство в бессилии? Или Иисус? Или и тот и другой правы (как всегда правы два противоположных полюса одного и того же мира), содержа в себе всю полноту бытия? А может быть, это вообще тупик?

Коржев Гелий Михайлович. В приёмной (1957, частная коллекция, США). Из открытых источников Интерната. Человек, очень похожий на того, которого встретил на остановке. Та же неулыбчивая сосредоточенность, свойственная, наверное, всем прожившим и пережившим советское время и не увидевшим в новое время ничего нового.
Коржев Гелий Михайлович. В приёмной (1957, частная коллекция, США). Из открытых источников Интерната. Человек, очень похожий на того, которого встретил на остановке. Та же неулыбчивая сосредоточенность, свойственная, наверное, всем прожившим и пережившим советское время и не увидевшим в новое время ничего нового.

30.06.

Еду с дачи. На остановке автобуса, что на повороте на Прутню, мужичок в потёртых ватниках (хотя жара страшная) и в засаленной рабочей куртке.

– Пётр и Павел на час день убавил… А Илья Пророк – два уволок. Вот…

И больше ни слова.

Поговорили.

Опять тупик.

***

Г. Гессе. «Август». Логическое продолжение и развитие Циннобера Гофмана. Выход из тупика (?). Антиномия гофмановскому герою (?). Как всё-таки ограничен круг проблем, вокруг которых вращается настоящая культура. Но это те проблемы, без которых, точнее, не решая которые, на этой планете мы вымрем. А подстраиваться всегда легче и полезнее. Не слишком ли часто мы стали думать о пользе?

Спасибо за просмотры, ПОДПИСКУ, лайки, отзывы!