01.06.
Школа. Экзамены. Чувство такое, что всё, что мы ни делаем, всё – липа. И всё от безысходности. Ни малейшего проблеска, только какие-то, довольно-таки неуверенные, намёки на него, а скорее – лишь ожидание его. Учитель скован нищенской и часто не выплачиваемой вовремя зарплатой. Приусадебные участки – «дачи» – жесточайшая необходимость – плантации, где и плантаторы, и рабы – сами же хозяева – вкалывают как проклятые, чтобы обеспечить себя хотя бы овощами-фруктами. Основная работа не кормит. Основная работа после такого «отдыха на даче» – фикция. О каком же творчестве учителя здесь можно говорить. Государство просто издевается над учителями, витийствуя о творчестве. И масса ненужной бумаги и ничего не значащих отчётов. Неслучайно многие уходят из школы.
А дети?! Разве их заманишь тем, что их потом не обеспечит – знаниями? Нищенство их не привлекает. Да и какого нормального человека это может привлечь. Поэтому их идеалы вне сферы знаний: естественнонаучных, гуманитарных, эстетических, этических. Государство же не слепо. Ведь этот раздрай бумерангом ударит по тому же государству. Пусть не сейчас. Но пройдёт десяток лет и многое вернуть, восстановить не удастся.
Каким же всё кажется безнадёжным и пустым. И какое же здесь можно найти удовлетворение.
10.06
Думаю больше об отпуске: съездить домой, порыбачить, набродиться по лесу, отмахать косой сено – помочь родителям. Всё остальное такая ненужная суета. А ещё книги, друзья, то есть то, что вне отпуска мимолётно и неполно, штрихово, а потому оставляет только горький осадок недомысленного, недоговорённого, недополученного, недоданного. Жду отпуска, и пусть всё катится в тар-тарары.
13.06.
Был на турслёте. Первый день отпуска.
Эстафетные этапы турслёта подсуживают, причём так заметно и ненавязчиво глупо, в пользу 5-й школы. Для чего? Чтобы они поехали на областной турслёт? Ну, если у них хорошая спортивная база, пусть едут; причём здесь места на районном турслёте. А если нет, то обеспечьте всем необходимым того, кто честно выиграл, и пусть они едут на областной; а после можно всё забрать назад. Это, по крайней мере, честнее по отношению к детям. После такого судейства детей калачом не заманишь на любые соревнования.
От подлости и пустоты – тошнит. Напиваться не хочется. Ещё острее боль. Единственное нормальное желание – увидеть, чем эта вакханалия закончится, и хоть как-нибудь помочь ей побыстрее закончиться.
28.06.
Стефан Гейм. «Агасфер». Гессе Г. «Синддхартха».
Противоборство Агасфера (и Люцифера) и Христа – основная тема. Кто же прав? Может быть тот, кто проповедует ницшеанскую свободу в силе и рабство в бессилии? Или Иисус? Или и тот и другой правы (как всегда правы два противоположных полюса одного и того же мира), содержа в себе всю полноту бытия? А может быть, это вообще тупик?
30.06.
Еду с дачи. На остановке автобуса, что на повороте на Прутню, мужичок в потёртых ватниках (хотя жара страшная) и в засаленной рабочей куртке.
– Пётр и Павел на час день убавил… А Илья Пророк – два уволок. Вот…
И больше ни слова.
Поговорили.
Опять тупик.
***
Г. Гессе. «Август». Логическое продолжение и развитие Циннобера Гофмана. Выход из тупика (?). Антиномия гофмановскому герою (?). Как всё-таки ограничен круг проблем, вокруг которых вращается настоящая культура. Но это те проблемы, без которых, точнее, не решая которые, на этой планете мы вымрем. А подстраиваться всегда легче и полезнее. Не слишком ли часто мы стали думать о пользе?
Спасибо за просмотры, ПОДПИСКУ, лайки, отзывы!