Найти в Дзене
Учимся у мастеров

Мифопоэтическая лексика строительства, или как строили на Руси

Произведения искусства, в том числе и памятники архитектуры, — это тексты культуры, хранящие духовные послания прошлого, а историк культуры — профессиональный переводчик, способный истолковать изменившиеся или утраченные со временем значения и смыслы. Творение рук человеческих производно от картины мира своих создателей, значит, заранее можно утверждать, что в архитектуре запечатлен образ человека. Вместе с тем широко известен и многократно оговорен тезис о том, что архитектура — искусство абстрактное, если она и повествует о чём-либо, то косвенным путем. Язык архитектуры, «застывшая музыка», язык широких обобщений. С культурологической точки зрения, любое произведение искусства несет в себе «информацию» о породившей его исторической эпохе. В самом общем виде можно представить в
виде трех одновременно разворачивающихся сюжетов.
Сюжет первый:
Антропоморфный, связан с называнием
частей архитектурной постройки по аналогии с частями человеческого тела и
определением тектонических характе

Произведения искусства, в том числе и памятники архитектуры, — это тексты культуры, хранящие духовные послания прошлого, а историк культуры — профессиональный переводчик, способный истолковать изменившиеся или утраченные со временем значения и смыслы. Творение рук человеческих производно от картины мира своих создателей, значит, заранее можно утверждать, что в архитектуре запечатлен образ человека. Вместе с тем широко известен и многократно оговорен тезис о том, что архитектура — искусство абстрактное, если она и повествует о чём-либо, то косвенным путем. Язык архитектуры, «застывшая музыка», язык широких обобщений. С культурологической точки зрения, любое произведение искусства несет в себе «информацию» о породившей его исторической эпохе.

В самом общем виде можно представить в
виде трех одновременно разворачивающихся сюжетов.
Сюжет первый:
Антропоморфный, связан с называнием
частей архитектурной постройки по аналогии с частями человеческого тела и
определением тектонических характеристик архитектуры по аналогии со способностями частей человеческого тела
воспринимать нагрузку.
Сюжет второй:
Антропометрический, обусловлен
системой мер и ее отношением к размерам человеческого тела.
Сюжет третий:
Антропологический, в основе которого характеристика целостной
архитектурной композиции по образу и
подобию сущностных качества человека.

Антропоморфными аналогиями полна
архитектурная лексика народного и
средневекового зодчества. Верх православного храма составляли глава и шея
Фасадную, лицевую часть церкви, терема, избы называли
челом. Выпуклую поверхность купола, свода
лбом. Голова и шея возвышались над плечами, раменами. В народной
пословице проведена вполне оправданная аналогия между бревнами и ребрами:
«Церковь не в бревнах, а в ребрах».
Церковь имела подошву. Деревянная церковь могла
стоять «на двух стопах». В любом строении имелись пяты. Так называли нижний угол двери. Резной узор мог быть коленчатым или суставчатым.

Не только у храма, но и у избы есть
лицо, усы (затесанные концы верхних бревен сруба), уши (выемки в стропилах), чуб (белорусская конструкция крыши). Сруб
имеет череповой венец (верхний, состоящий из более толстых бревен, чем остальные), иногда весь дом целиком может стать черепом - теремом. Если собрать во всей возможной полноте мифопоэтическую лексику, связанную со
строительством, то рядом с антропоморфными аналогиями следовало бы поставить уподобления природе — коньки
и курицы, крылья и крыльца, купы верхов, горницы и муравчатые орнаменты.
И перед нами развернется бесконечный
ряд подобий, соединяющих природу, человека и рукотворный мир в «великую
цепь бытия».

Не забудьте подписаться на канал!
До новых встреч!