Идет третья неделя Адвента - особого предрождественского периода, который включает в себя разнообразные обычаи. Известная традиция этого торжества — венок из еловых веток, в который вплетены четыре свечи. В первое воскресенье зажигается одна свеча, во второе — две и так далее. Такими венками украшаются как церкви, так и дома верующих.
У каждой свечи есть свое значение. Первая именуется свечой Пророчества, вторая - Вифлеемской, третья - свечой Пастухов, четвертая - свечой Ангелов.
Эта неделя - неделя свечи Пастухов, и без них не обходится ни один пересказ истории Рождества.
О пастухах написано в Евангелии от Луки 2:8-18. Когда Мария спеленала Иисуса и положила Его в ясли, пастухи той местности несли ночное дежурство возле своего стада. "Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" - передает евангелист Лука.
Сложно представить, какое впечатление это произвело на пастухов. В течение 500 лет до рождения предтечи Христа Иоанна Крестителя Бог молчал - раньше Он часто взывал к Своему народу через пророков, и их проповеди сопровождались разными знамениями - например, по слову Илии три года в Израиле не было дождя. Но потом на века наступило затишье, и вдруг простые люди - не религиозные лидеры, не избранники, помазанные на царский престол - обыкновенные пастухи первыми слышат весть о рождении обещанного Мессии. Эту весть им приносит Ангел, сопровождаемый многочисленным небесным воинством, поющим Богу хвалебную песнь - вы можете вообразить себе, на какой грандиозный "концерт" попали эти пастухи?..
Почему, кстати, пастухи? Переводя на современный язык, то был "рабочий класс" - не священники, книжники или фарисеи, которые наверняка более тщательно исследовали Священные Писания и все знали об особом наследнике престола Давида. Ангел не явился в храме или во дворце - он оказался в поле, в холодный и темный час.
А любимый Израилем царь Давид тоже ведь когда-то был пастухом. В поле, в обществе овец он проводил больше времени, чем среди людей, и когда главный в стране пророк Самуил пришел к семье Давида, младшего сына даже не позвали познакомиться - настолько незначительной фигурой он казался.
Но Давид, ухаживая за овцами, узнавал в своем труде заботу Божью о человеке, и пел: "Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим" (Пс. 22:1-2). И позже Иисус будто вторит Давиду: "Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10:11).
Бог по Своей суверенной воле выбрал пастухов, чтобы они стали первыми свидетелями рождения Его Сына на земле. Это были "правильные" люди - от явления Божьей славы они пришли в благоговейный трепет, и после того, как Ангел возвестил им радостную весть, поспешили найти Младенца. А потом поделились со всеми тем, что увидели и услышали - такие вестники и нужны были в ту чудесную ночь. Те, кто просто поверил и просто рассказал. Ни сомнений от великой учености, ни желания стать маленькой кастой избранных, ни страха быть осмеянными соседями. Они знали, что они видели.
Радость о рождении Спасителя предназначена всем людям. Поэтому в преддверии Рождества мы зажигаем свечи и распеваем гимны, и поздравляем всех с тем, что празднуем, а празднуем мы Надежду мира.
Она становится нашей, когда мы откликаемся на благую весть. Когда подобно пастухам мы встаем и идем, чтобы своими глазами увидеть родившегося Младенца.