Как пеший турист могу сказать, что в нашей стране сосуществуют две крайности — невероятно богатый потенциал природных достопримечательностей и почти полное отсутствие инфраструктуры для пешего туризма.
Хотя какая для походов нужна инфраструктура? Рюкзак на плечи и пошёл. Но то, о чём я говорю, поймут люди, занимавшиеся туризмом в советское время. Тогда существовала система всесоюзных категорийных маршрутов — несколько сотен многокилометровых, облагороженных и промаркированных троп, по которым ходили и взрослые, и дети.
После распада СССР эта система, в которой туризм считался, прежде всего, видом спорта, тоже развалилась. Многие тропы заросли, а знаки навигации выгорели. Сегодня пеший туризм развивается, по большей части, в ракурсе коммерческих услуг и развлечений. Хорошо это или плохо — тема отдельного разговора, но очевидно, что туристическая инфраструктура не успевает за темпами популяризации экотуризма.
Что нужно современному среднестатистическому пешему туристу? Готовые, интересные и доступные маршруты, где можно свободно, ориентируясь по маркировке, идти из пункта А в пункт Б по удобным, благоустроенным тропам — без мачете и бахил ОЗК .
В конце октября меня позвали на конференцию — презентацию проекта «Большая Ладожская тропа». До этого момента я знала о БЛТ мало и была заинтригована. Проект по созданию туристических маршрутов вокруг Ладоги стартовал 2 года назад.
Конечно, просто так взять и проложить тропу вокруг озера невозможно. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на его берега на карте — там национальный парк, заповедник, военные части, трассы, населённые пункты, болота и каналы. Поэтому заявка организаторов звучит более чем амбициозно — пеший маршрут в 1500 километров вокруг крупнейшего озера Европы.
«Это проект не на год и не на два, и даже не на десять, а на очень много лет», — говорит Наталья Костина, президент РОО Ленинградской области по содействию развитию активного отдыха и туризма.
Она пояснила, что сейчас идёт этап разведки, и провела аналогию с американской Аппалачской тропой, которая строилась сто лет.
Сейчас готовы три небольших отрезка маршрута. Я подумала, что, если проект будет доведён до конца, он будет грандиозным. Но дальнейшие разговоры организаторов быстро развеяли мою поспешную восторженность.
«Дорожки и тропинки уже существуют, люди издревле ходили на Ладогу. Наша задача — связать эти маршруты в одну линию и установить навигацию», — говорит Наталья.
То есть тропу не будут строить прямо вдоль берега — лопатами и топорами, как это делают титаническими усилиями волонтёры на Байкале, а просто проложат маршрут по имеющимся дорогам и тропам — как есть. Так, уже промаркировали самый легкий и удачный участок — тропу вдоль залива Лехмалахти, существовавшую задолго до проекта БЛТ. Зачем что-то строить, если всё уже есть? Но вопрос не в наличии, а в качестве.
Вот возьмём в пример участок Большой Байкальской тропы от Листвянки до Большого Голоустного в Иркутской области. Он существовал давно, но усилиями волонтёров старую тропу где-то расширили, где-то спрямили, где-то построили мостки, где-то укрепили склоны, а где-то проложили по другой, более безопасной траектории, пробив путь в тайге.
Что мы имеем на Ладоге? Кировский район — первый из девяти районов Приладожья, где появилась непрерывная сетка маршрутов БЛТ, как говорят организаторы. Участок «Коровий хребет» идёт от Новой Ладоги до деревни Кобоны — это 71 километр по старому тракту, то есть по лесной дороге, где ездят джипы и квадроциклы. Посмотрите, как это выглядит:
Посмотрев эти фото, а также сопоставив свои эмоции от недавнего похода по другой тропе с громким названием — Большой Валдайской, где 70% пути мы шли по дорогам, я поняла, что и здесь работает принцип «лишь бы сделать». Маршруты создают, исходя из общественного запроса, но с сообществом туристов по этому поводу не консультируются.
Спросите походников, которые прошли тысячи километров под рюкзаками, нравится ли им ходить там, где ездят машины? Для того ли тащат они на спине большой вес, чтобы, прошагав весь день, разбить лагерь рядом с чьими-то джипом и мангалом? Нет.
Конечно, такой подход проще, никаких усилий прилагать не надо, только столбики с навигацией поставить вдоль полузатопленной дороги, и маршрут готов. Меня это огорчает, но ещё больше я стала недоумевать, когда слово взял Всеволод Шевелёв, руководитель проектов Фонда «Росконгресс», который занимается «Ладогой Фест» и БЛТ.
По его словам, пешеходный маршрут — это вершина айсберга, первый этап большого проекта, главная цель которого — сделать Приладожье «землей, более обетованной». Уже продумывается создание целой сети маршрутов для разных средств передвижения, включая квадроциклы, снегоходы, яхты, теплоходы и даже самолёты.
«Ладога заслуживает своего большого хаба-аэропорта. Такая идея была у советской власти — проект большого международного аэропорта под Мгой. Пулково — деградировавший аэропорт, не справляющийся с потоком туристов», — рассказал Всеволод Вениаминович, добавив, что к хабу должен прилагаться ещё и скоростной поезд до Петербурга.
Кроме того, уже ведутся консультации с экспертами по строительству Большого Ладожского объезда — круговой автотрассы вдоль озера. Международный хаб, скоростные поезда, трассы. Вот такая Большая Байкальская тропа и экотуризм.
И это после сказанных ранее громких слов о высоком антропогенном воздействии — мол, это трагедия последних лет, что параметры ладожской воды ухудшаются, надо срочно остановить деградацию. Очевидно, построив в водосборном бассейне Ладоги большой международный аэропорт и притянув в регион «огромный поток инвестиций». Сказать, что я была разочарована — ничего не сказать.
После этой конференции в голове у меня была полная каша. Никакого целостного представления о проекте не сложилось. Вместо хорошей пешей тропы — грязные лесные дороги, которые будешь делить с внедорожниками. Вместо сохранения и так пошатнувшейся экосистемы Ладоги — наполеоновские планы по захвату региона.
Понятно, что на автономной пешей тропе большой бизнес не заработает больших денег. Это ведь не бизнес вовсе. Например, в США подобные маршруты управляются федеральными ведомствами, то есть государством, а обслуживают их рейнджеры и так называемые «ангелы» — местные жители и волонтёры, предоставляющие помощь, еду, ночлег.
Весь смысл таких маршрутов — в единении человека с дикой, максимально нетронутой природой. А огромный туристический кластер, который, безусловно, окажет позитивное экономическое влияние на местные депрессивные регионы, не имеет ничего общего с осознанным экологическим туризмом, природоохранной деятельностью, а также спасением от деградации воды Ладоги и её уникальных природных ландшафтов.
Буду рада узнать ваше мнение в комментариях. А по этой ссылке можно посетить блог Олега «По лесам и озёрам», где он также высказал свою точку зрения о БЛТ.